Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Игра в кальмара» и «Королевство зомби»: за что мы любим корейские сериалы

Индустрия сериалов продолжает расти год от года, захватывая всё больше зрителей. Основным поставщиком контента на этот рынок остаётся продукция американского кинопроизводства, создаваемая для кабельных каналов или для заметно увеличивающегося количества стриминговых сервисов.

Но нельзя не заметить, что в последние годы на сериальном поприще появился другой игрок, ударными темпами наращивающий популярность и количество своей продукции. Таким игроком стала Южная Корея. Вслед за корейскими поп-группами и музыкой, захватившими мир уже достаточно давно, тренд на рост количества просматриваемых сериалов из этой страны появился во всём мире относительно недавно.

Пожалуй, нет ничего удивительного в том, что корейская культура становится всё популярнее и популярнее. Начиная уже с середины 20-го века правительство Южной Кореи сосредоточилось на том, чтобы развивать свою индустрию развлечений и продвигать культуру в другие страны.

Считается, что особый вклад в это внес в середине 90-х президент Ким Ëнсама. Заручившись правительственной поддержкой, киноделы начали большими темпами наращивать производство сериалов, так называемых «дорам», для внутреннего показа, а также заниматься их дистрибуцией в ближайшее соседние страны и на Запад.

Само слово «дорама» имеет японские корни и на английский язык буквально переводится как «drama». Причём дорамами называются не только корейские, а в принципе восточноазиатские сериалы. Для того чтобы различать страну производства, перед словом drama добавляется дополнительная буква, например, корейская дорама — это k-drama, а c-drama — это китайская.

Но, так как в мире именно сериалы из Кореи набирают огромную популярность, то при упоминании слова «дорама» первыми на ум приходят именно они. Такой экспорт культурной продукции из Южной Кореи даже имеет своё собственное название — «халлю», куда входят не только дорамы, k-pop, но и литература, национальные рецепты и прочее.

Одним из первых корейских сериалов, получившим достаточно большую известность, особенно в Японии, стала мелодрама «Зимняя соната» (2002). Сериал повествует о молодом человеке по имени Кан Джусан, вернувшемся в свой родной город Чхунчхон в поисках биологического отца. Из-за своих сложных взаимоотношений с матерью он остаётся тихим и замкнутым человеком.

Совершенно случайно в автобусе он встречается с девушкой Юджин, к которой у него впоследствии возникают чувства. Однако, в Юджин безответно влюблён еë старый друг Санхëк, воспринимаемый ею как брат. Весьма запутанный сюжет, наполненный многочисленными романтическими переживаниями главных героев и разнообразными событиями. Получив в своё время высокие оценки зрителей и собрав большую фанатскую базу, сериал начал покорять соседние страны.

Кадр из сериала «Жемчужина дворца». Фото с сайта titlovi.com
Кадр из сериала «Жемчужина дворца». Фото с сайта titlovi.com

Но по настоящему интернациональным стал исторический телесериал «Жемчужина дворца». Основанный на реальной истории сериал повествует о кухарке Чан Гым, ставшей первой женщиной-врачом императора. Свои кулинарные навыки она использовала для того, чтобы изучать медицину и помогать королю от различных недугов.

Первая серия вышла 15 сентября 2003 года на телеканале MBC, в дальнейшем став одним из самых популярных шоу, проданных в 91 страну мира и заработавших около 103,2 миллиона долларов США.

Ошеломительный успех k-pop групп BTS и Blackpink, а также большое внимание к корейским режиссёрам, таким как Ким Ки Дук («Весна, лето, осень, зима… и снова весна») и Пак Чхан Ук («Олдбой»), блестяще выступавшим со своими работами на международных кинофестивалях, всё больше и больше распространяли увлечение корейской культурой на жителей планеты. С появлением и взрывным ростом стриминговых сервисов «волна халлю» получила мощный толчок.

Netflix заинтересовался дорамами в 2018 году. Начиная с покупки уже готовых корейских сериалов, стриминг в дальнейшем стал активно вкладывать средства в производство собственного контента в Корее. Так, по планам, инвестиции в корейское кинопроизводство в 2021 году должны были составить 500 миллионов долларов, а к концу 2022 года планируется производство 25 фильмов и сериалов.

В числе первых крупных корейских релизов на платформе стал сериал «Королевство зомби», вышедший в 2019 году. Действие происходит в начале 16-го века, когда страна ещё носила название Чосон. Император находится при смерти. Для стабилизации его состояния в столицу приезжает таинственный доктор. Но лечение проходит не совсем по плану.

Отлученный от королевского двора, не совсем законный сын императора крон-принц Ли Чанг пытается сам разобраться в болезни отца и вместе со своим телохранителем пробирается в деревню, откуда пришёл доктор. Но вместо поселения натыкаются на руины. Оставшись в этой деревне до конца дня, они обнаруживают причину разрухи, ведь все её обитатели превратились в быстрых и кровожадных зомби.

В 2019 году от сериала про оживших мертвецов мало что можно было ждать, но «Королевство» смогло приятно удивить зрителей и критиков. Кто ж знал, что для того, чтобы «оживить» уже «подгнивающий труп» жанра зомби-апокалипсиса, всего то и нужно было, что перенести место действия в средневековую Корею и совместить сюжет о выживании с дворцовыми интригами в стиле «Игры престолов».

В результате получился жуткий, но интересный и мощный сериал с крепким сюжетом, по новому взглянувший на фильмы ужасов про нежить. На сегодняшний день уже вышло два сезона и полнометражный фильм-приквел «Королевство зомби: история Ашинь».

Впрочем, все мы знаем, какой южнокорейский сериал произвёл настоящий фурор во всём мире. Речь, конечно же, об «Игре в кальмара», ставшей самым популярным сериалом в истории Netflix.

По оценкам Bloomberg, основанным на внутренних документах стриминга, сериал может принести доход в 891 миллион долларов. Казалось, что об «Игре в кальмара» в то время говорили вообще все. Причём, сам сервис в этот сериал вложил не так много средств — всего 22,4 миллиона долларов, и практически не рекламировал его в зарубежных странах.

О сериале в основном узнавали из в соцсетей, почти сарафанным методом. Несмотря на то, что сюжет не отличался особой оригинальностью и местами был достаточно нелеп, всё же в основе своей имел тему бедности и зависимости людей от денег, остро стоящую не только в Южной Корее.

В последний вагон уходящего поезда интереса к «Игре в кальмара» успел заскочить другой корейский сериал, вышедший на той же платформе — «Зов ада». И не просто заскочил, а ворвался, возглавив за первые сутки топ по просмотрам в 80 странах мира и сместив своего предшественника с пьедестала самого просматриваемого.

В сериале повествуется о жестоких убийствах, совершаемых в самых разных местах тремя неизвестными гуманоидными существами, появляющихся как будто из самого ада. Выбирает человека, которого они убьют и, как считается, чью душу заберут в ад, огромная, видимая только этому человеку говорящая голова.

Объяснения происходящему нет, поэтому со временем появляется быстрорастущая религиозная организация, убеждающая, что только грешники подвергаются такому наказанию. В сериале поднимаются вопросы веры, религиозного фанатизма и неизбежной волны насилия, которая появляется, когда людям трудно разобраться в ситуации и нужно кого-то обвинить в происходящем.

Другие сериалы от Netflix, выходившие после, уже не могут похвастаться таким зрительским интересом и просмотрами. Космический триллер «Море спокойствия», как и зомби-хоррор «Мы все мертвы» получили вполне благоприятные отзывы, но достаточно средние оценки.

Впрочем, не только на самом известном стриминге выходят корейские сериалы. Конкуренты тоже не стоят на месте. Например, AppleTV выпустил драму «Дорога в тысячу ли» (другое название «Патинко»), основанный на одноимённом романе писательницы Ли Мин Джин. Сериал повествует о многолетней истории одной семьи, начавшейся в начале 20-го века в оккупированной японцами Корее.

Девушка по имени Ким Сун-джа из бедной семьи влюбляется в богатого парня Ко Хан-су и беременеет от него. Когда кажется, что счастье уже не за горами, внезапно выясняется, что Хан-су уже женат и не собирается уходить из семьи. Помочь главной героине соглашается молодой священник, который берёт героиню замуж, после чего они переезжают в Японию.

Кадр из сериала «Подснежник». Фото с сайта kinopoisk.ru
Кадр из сериала «Подснежник». Фото с сайта kinopoisk.ru

Не отстаёт и потоковый сервис Disney+, показав у себя в конце 2019 года историческую драму «Подснежник». Действие сериала разворачивается в 1987 году, когда в Корее проходили протесты против авторитарной власти.

Один из активистов и протестующих, аспирант Лим Су Хо, скрывается от преследования в женском общежитии. Там он знакомится с девушкой Ын Ëн Ро, согласившейся укрыть его. Не удивительно, что тесное общение на фоне разворачивающегося политического кризиса сближает молодых людей.

Интересно, что перед выходом этого сериала в родной Корее проект успел попасть в скандал, связанный с искажением исторических фактов. Главный персонаж представляется агентом Северной Кореи под прикрытием, что бросает тень на движение протестующих. В то время разведывательное агентство авторитарного правительства заявляло, что активисты являются северокорейскими агентами. Тем не менее, именно это активистское движение привело к первым относительно свободным выборам, в результате которых была построена современная демократическая республика.

***

Можно сказать, что волна корейской культуры халлю уверенными темпами движется к тому, чтобы стать одной из самых узнаваемых и востребованных в мире. И этому способствуют корейские сериалы, завоевывающие всё большую аудиторию.

По информации сайта FlixPatrol, североамериканские телешоу в сервисе Netflix всё ещё уверенно держатся на вершине зрительского интереса, но вот европейский контент азиатские сериалы уже обогнали. По результатам 2021 года, доля европейских проектов, входящих в десятку лучших, составила всего лишь 13,6%.

В российских онлайн-кинотеатрах тоже в последнее время можно заметить южнокорейский бум. «Кинопоиск», ivi, okko начинают закупать сериалы из Азии на фоне ухода европейских и американских компаний с отечественного рынка. Хотя общемировой тренд на дорамы всё равно бы вынудил российские платформы расширять свой ассортимент корейского контента. Всё это говорит о том, что в будущем нас ждёт ещё больше восточноазиатских сериалов.

Павел Бутусин, специально для IRK.ru

  • may_be 6 октября 2022 в 08:41

    «корейские сериалы» аж режет слух. в отношении корейских «сериалов» никогда не используют это слово, всегда говорят «дорама». В Корее огромное количество шикарных дорам под любого зрителя. И детективные истории, и мистика, и про любовь конечно) Если туда погружаться, за уши не оттащишь. В статье…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля