Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Цены на бензин. Стоит ли ждать снижения

В апреле 2018 года розничные цены на бензин поползли вверх. Резкий скачок был вызван подорожанием нефти на мировом рынке и увеличением акцизов на топливо. Правительство РФ договорилось с нефтяными компаниями зафиксировать цены на бензин и дизельное топливо на уровне 30 мая. К чему приведет «заморозка» и кто виноват в топливном кризисе?

Российский рынок нефтепродуктов состоит из 60 % независимых АЗС и 40 % крупных нефтяных компаний — ВИНК, большую часть которых представляют государственные корпорации, такие как Роснефть, Газпром. Не имея возможности конкурировать с нефтяными гигантами, частные АЗС вынуждены продавать бензин дешевле.

Как правило, рост стоимости топлива на частных АЗС ограничивается инфляцией. Однако уровень инфляции с начала года составил лишь 1,6 %, а цены на бензин возросли на 7,3 %, сообщает Росстат. Стоимость подняли как небольшие сети, так и крупные лидеры рынка.

Представители частных АЗС говорят, что на сегодняшний день прибыли от продажи топлива нет, а есть лишь убытки. АЗС уже сейчас столкнулись с последствиями «заморозки»: та цена, которая была установлена директивно, не покрывает реальных расходов.

При этом незначительное увеличение розничной цены на частных АЗС приводит к резкому сокращению объема спроса. Как следствие, автолюбители уходят туда, где, помимо более низкой стоимости, есть преимущества, например система лояльности. А это могут себе позволить только представители крупных нефтяных компаний. Конкурировать с ВИНК в таких условиях частные АЗС не способны, так как не имеют возможности перераспределения доходности и убытков.

ВИНК (вертикально-интегрированные нефтяные компании) — крупные энергетические компании, вертикальная интеграция которых позволяет объединить всю цепочку технологических процессов от разведки нефтяных месторождений до реализации топлива потребителю.

В условиях действующей сейчас фиксации цен спрос в итоге превысит предложение, уверены бизнесмены. Они опасаются появления дефицита топлива на рынке нефтепродуктов после отмены «заморозки», что неизбежно приведет к повышению розничной цены для покупателей.

Ценообразование

Понять механизм ценообразования простому автолюбителю не так-то просто. Стоимость бензина на АЗС — это розничные цены на топливо, и на их регулировку влияет ряд факторов.

— Бензин дорожает из-за «растущей» нефти на международном рынке, — считает инвестиционный консультант Сергей Малых. – Никто из добывающих компаний не будет реализовывать нефть дешевле рыночной. Конечная же цена складывается из НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых. – Прим. ред.),акцизов, НДС, производственных, транспортных расходов и, естественно, маржи каждого из участников от производства до реализации топлива на рынке. В итоге основное влияние на цену оказывают стоимость сырья, уровень налогообложения и аппетиты монополистов-производителей.

Получается, стоимость нефти растет, что приводит к увеличению расходов нефтеперерабатывающих заводов, закупающих подорожавшую нефть. Они вынуждены поднимать отпускные цены на бензин, чтобы сохранить рентабельность.

Декан Сибирско-американского факультета Байкальской международной бизнес-школы ИГУ Надежда Грошева поясняет: существует две цены на нефть — для внешнего рынка (экспортная) и для внутреннего рынка. Экспортная зависит от мировой динамики цен на нефть. При этом для производителя маржа составляет разницу между ценой и затратами на производство, НДПИ и экспортной пошлиной. При росте мировых цен маржа производителя растет, и ему выгодно отправлять нефть на экспорт. В цене для внутреннего рынка на маржу производителя вместо экспортной пошлины влияет НДС.

Правительству необходимы деньги и с 2019 года оно повышает НДС в России до 20%, что приведет к дополнительным доходам бюджета в размере 600 миллиардов рублей в год. Однако вместе с тем — и к росту цен, в том числе на заправках.

Надежда Грошева отмечает: если говорить про другие факторы, цена на бензин не полностью коррелирует с ценами на нефть. Розничная стоимость бензина снижается медленнее, зато резко реагирует на ее рост.

— Рынок нефтепродуктов — это олигополия, где доминируют несколько ВИНК, — поясняет декан. — Поэтому вопрос договоренностей между этими компаниями также влияет на цену. Не зря, например, в мае после нескольких мероприятий ФАС биржевая цена несколько стабилизировалась, хотя она и не является абсолютным отражением реальной потребности в бензине. На биржу идет не более 20 % нефтепродуктов, остальное — по прямым контрактам. И биржевая цена выступает ориентиром для таких контрактов.

Нужно учитывать и сезонность, добавляет Надежда Грошева. Весной нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) традиционно проводят ремонты, а летом начинаются сельхозработы, что повышает спрос на дизельное топливо.

Налоговый маневр

Чтобы смягчить эффект от падения цен на нефть для нефтяной отрасли, правительство РФ 24 июля приняло в окончательном чтении законопроектов о завершении «налогового маневра» в нефтяной отрасли — поэтапное (с 2019-2021 года) снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты до нуля и увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Несмотря на это, поправки сохраняют рост акцизов на топливо.

Система обнуления экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты при одновременном повышении НПДИ может привести к риску роста внутренних цен на нефтепродукты на уровне мировых, уверенно заявляют эксперты.

— Эта мера неизбежно приведет или к снижению рентабельности переработки нефти, что вызовет локальный дефицит того же бензина, или росту цен на продукты переработки (на сумму прироста НДПИ) — НДПИ повышается на весь объем нефти — и продаваемой на экспорт, и перерабатываемой внутри страны, — предполагает Надежда Грошева.

Сергей Малых говорит, что государство тем самым пытается обеспечить себя стабильными налоговыми платежами: цена на нефть падает, поступление в бюджет обеспечивают акцизы, в случае роста стоимости нефти бюджет будет пополняться за счет добычи и производства сырья. Здесь и кроется загадочное поведение стоимости бензина при снижении цены на нефть. А вот игры с экспортными пошлинами — идея совсем печальная, считает аналитик.

Правительство РФ, понимая эту проблему, вводит отрицательные акцизы (обратный акциз) на нефть. «По сути это налоговый вычет для нефтеперерабатывающих заводов, который компенсирует им прирост цены на нефть и ведет к понижению акцизов. Причем для тех НПЗ, которые провели модернизацию, стимулирующая ставка отрицательного акциза будет увеличена», — поясняет эксперт.

Отрицательный акциз предполагают выплачивать компаниям, перерабатывающим нефть на российских НПЗ, в том случае, если мировые цены на нефтепродукты превышают стоимость топлива на внутреннем рынке.

Акциз на нефть рассчитывается по формуле в зависимости от цен на нефть, объемов переработки нефти и производства разных видов нефтепродуктов, курса рубля и логистического коэффициента в зависимости от удаленности НПЗ.

В целом эксперты сходятся во мнении, что эта мера может сгладить возможный рост мировых цен на нефть. Но параметры отрицательных акцизов пока неизвестны.

Плавающие акцизы?

В правительстве РФ обсуждалось и внедрение системы «плавающих» акцизов, при которой сборы с нефтяников автоматически уменьшатся при достижении определенного уровня цен на нефть. Однако, по словам экспертов, если государство и пойдет на такую меру, то она будет временной. В противном случае пропадут стимулы для модернизации заводов и может в целом снизиться производство топлива.

— Надо понимать, что и себестоимость производства бензина у нас не самая маленькая. Не все НПЗ у нас модернизированы, что также влияет на себестоимость. А для вложения инвестиций в модернизацию собственники должны четко понимать ожидаемый денежный поток, который сейчас абсолютно непредсказуем: акцизы вверх-вниз, пошлины то выше, то ниже, цены то фиксируют, то не фиксируют — никто не будет тратить серьезные деньги на модернизацию. Инвестору важно понимать окупаемость своих вложений в долгосрочной перспективе, — говорит Надежда Грошева.

А может ограничить экспорт?

Многие винят в топливном кризисе нефтяников, которые нарастили экспорт в ущерб поставкам на внутренний рынок. Многие уверены: чтобы снизить цену, необходимо создать профицит бензина на российском рынке и тем самым попытаться стабилизировать ситуацию внутри страны.

Однако Надежда Грошева полагает, что ограничение экспорта может локально создать профицит, а потом повлечет резкий дефицит — нефтяникам будет проще и выгоднее продавать сырую нефть. «Такие меры не стимулируют нефтепереработку для внутреннего рынка, а только снижают рентабельность переработки», — отмечает декан.

Сергей Малых согласен: разного рода ограничения, даже под благовидным предлогом, в итоге всегда выливаются в диспропорции на рынке и на длинной дистанции приводят к серьезным негативным последствиям. «Давайте не будем закрывать глаза на реалии: чтобы снизить стоимость, нужно обеспечить два фактора — вернуть конкуренцию и снизить чрезмерное налоговое бремя с отрасли», — подчеркивает инвестиционный консультант.

Как отмечает Сергей Малых, правительство перестаралось с повышением акцизов на бензин. Дальнейшее возможное их снижение приведет лишь к стабилизации ситуации, однако бензин дешеветь не станет, а значит, кардинальной коррекции цен ждать не стоит.

Все меры правительства, по мнению экспертов, направлены не на решение глобальных проблем и создание комфортных условий работы для всех участников нефтяного рынка, а на латание дыр в бюджете, в то время как отрасли необходима масштабная реформа и развитие здоровой конкуренции. В противном случае сложившаяся ситуация в очередной раз приведет к волне протестов и негативно скажется на реальных доходах россиян.

На момент публикации статьи получить комментарии от представителей частных АЗС и нефтяных компаний не удалось.

Фото из архива IRK.ru

Анастасия Маркова, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Seawalker 30 июля 2018 в 14:51

    Никакого снижения цен на бензин, как и на валюту и на все значимые активы, не будет в ближайшей перспективе. Ввод новых налогов и увеличение размера старых на нужды неэффективного государственного аппарата и аппетиты разросшейся бюрократии, которая ничего не производит, а только потребляет больше…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля