Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

Счет на миллиарды. Почему провалилась программа по охране Байкала

около 8 минут на чтение 9 комментариев
Фото IRK.ru
Фото IRK.ru

В конце ноября 2018 года Счетная палата России опубликовала результаты проверки выполнения федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории» за 2015—2018 годы. Ведомство пришло к выводу, что выделенные 8,4 миллиарда рублей потратили неэффективно, поскольку экология озера не улучшилась. IRK.ru разбирался, почему программу признали неэффективной.

О проблемах программы

Программа действует с 2012 года и рассчитана на восемь лет. Заказчик и координатор — Министерство природных ресурсов и экологии России. Именно это ведомство, по мнению Счетной палаты (СП), ответственно за ее итоги. Палата проинформировала, что с 2015 года по сентябрь 2018 года заказчик потратил на программу 8,4 миллиарда рублей, но экологическая обстановка у озера Байкал продолжает ухудшаться.

В перечне мероприятий ФЦП 66 пунктов. В их числе модернизация систем теплоснабжения с переводом на экологически чистые технологии, ликвидация воздействия Холбольджинского угольного разреза и терриконов бывшей шахты Гусиноозёрская, строительство пожарно-химических станций. Заказчиком, кроме Минприроды, выступает Минстроительства России.

По мнению директора департамента СП Сергея Нероева, денежные средства расходовали без достижения ожидаемого результата. И виновато в этом Минприроды.

Фото - IRK.ru
Фото - IRK.ru

— Минприроды России не обеспечило надлежащую координацию деятельности государственных заказчиков ФЦП. Финансовые ресурсы и целевые индикаторы между собой не увязаны, достоверность не подтверждена, — комментировал Нероев.

Из девяти показателей ФЦП в 2015 году не достигли шесть, в 2016-м — семь. В 2017 году выполнили пять показателей, два из которых за счет корректировки под фактически ожидаемые. Основная причина провала, как считает СП, — несвоевременный ввод в эксплуатацию запланированных объектов. С 2014 по 2017 год из 17 объектов в срок введены только пять.

Другая проблема связана с размещением отходов. Согласно программе, объем не размещенного на полигонах мусора должен уменьшаться. Однако из четырех запланированных полигонов в эксплуатацию ввели три, но и они не работают. На эти цели потратили 232,2 миллиона рублей. СП со ссылкой на Росприроднадзор сообщила, что на начало 2018 года обеспеченность Иркутской области и Республики Бурятия полигонами крайне низкая, нет ни одного объекта переработки твердых коммунальных отходов (ТКО).

В 2019 году в области начнут строить мусороперерабатывающий завод в Ангарском городском округе. Его стоимость оценивают в 2-3 миллиарда рублей, работы рассчитаны на два года. Строительство аналогичного объекта на территории Байкальской природной территории публично не обсуждают.

— Отсутствие полигонов и мощностей по переработке отходов на фоне ежегодного увеличения их объема создает риски роста несанкционированных свалок на Байкальской природной территории, — отмечал Сергей Нероев.

Позиция Иркутской области

Первый замминистра природных ресурсов и экологии Иркутской области Евгений Бичинов, отвечая на официальный запрос IRK.ru, сообщил, что в 2016 году внесены поправки в положение о предоставлении субсидий местным бюджетам на защиту окружающей среды. Согласно изменениям, если муниципалитеты в течение года не соблюдают обязательства по выделенным субсидиям (не достигают нужных показателей, не соблюдают график мероприятий), то на них накладываются штрафы. Судя по ответу замминистра, никаких дополнительных мер для повышения эффективности программы после проверки Счетной палаты в 2018 году правительство не предприняло.

Фото - IRK.ru
Фото - IRK.ru

Евгений Бичинов напомнил: в 2016 году завершен первый этап строительства полигона ТБО в Казачинско-Ленском муниципальном округе мощностью 13,3 тысячи кубометров в год. В октябре 2018 года получено разрешение на ввод его в эксплуатацию. Муниципалитет оформляет документы для включения полигона в госреестр объектов размещения отходов.

Как следует из ответа, в 2017 году в области приступили к строительству второго полигона ТБО, который находится в поселке Михайловка Черемховского района. Его начали возводить в том числе за счет федеральных средств. В 2018 году возникла необходимость дополнительного финансирования. Правительство области уведомило об этом Минстрой России, однако ответа не получило, и объект построят за счет областных средств. В эксплуатацию площадку введут в 2020 году. О двух других полигонах, которые планируют построить в рамках программы, замминистра в комментарии не упомянул.

БЦБК

Одно из самых сложных мероприятий программы, по мнению СП, это ликвидация отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК). С 2013 по 2015 год на рекультивацию выделили около трех миллиардов рублей. В 2016 году деньги почти полностью вернули в федеральный бюджет. Из них 131 миллион рублей потратили на проектную документацию, которую нужно корректировать, что повлекло дополнительные расходы: в 2017 и 2018 годах бюджету региона выделили субсидию в размере 1,3 миллиарда рублей. Счетная палата акцентировала внимание, что при отсутствии проектной документации минприроды области заключило госконтракт с АО «Росгеология» на сумму 5,9 миллиарда рублей. Поскольку в задании не определена технология ликвидации, эту сумму нельзя считать обоснованной.

На территории БЦБК. Фото — IRK.ru
На территории БЦБК. Фото — IRK.ru

В конце ноября министр природных ресурсов и экологии Андрей Крючков заявил, что рекультивацию отходов начнут в 2019 году. Подрядчик «Росгеология» должен завершить корректировку проектной документации до 30 июня 2019 года. В конце декабря Байкальский центр гражданской экспертизы потребовал расторгнуть контракт между министерством и компанией.

— Таким образом, мероприятие, которое реализуется с 2013 года и должно быть завершено к 2020 году, фактически еще даже не начиналось. При этом были необоснованно отвлечены средства федерального бюджета в сумме 4 миллиардов рублей, оплачена проектная документация, которая не подлежит применению, а корректировка потребует дополнительного времени и средств, — констатировал директор департамента СП Сергей Нероев.

Дальнейшая судьба программы

В официальном ответе Минприроды на запрос IRK.ru говорится, что мероприятия в рамках программы продолжатся, но уже в национальном проекте «Экология» в 2019—2024 годах. Это связано с переходом правительства России с программного на проектный метод управления.

По информации СП, ведомство после проверки создало координирующее подразделение, которое будет заниматься мониторингом реализации ФЦП. Но каковы результаты его работы — никто пока не сообщает.

Счетная палата по факту проверки направила обращение в Генеральную прокуратуру. О том, будут ли применены какие-либо санкции в отношении министерств, не известно. Генпрокуратура свой ответ не предоставила. Заявление СП проверит природоохранная прокуратура Иркутской области в первом полугодии 2019 года, сообщил природоохранный прокурор Сергей Зенков.

Последний раз Счетная палата проводила проверку в 2015 году. С 2013 года на ФЦП выделили 7 миллиардов рублей, из которых израсходовали 70%. В 2014 году не достигли трех из девяти показателей. В октябре 2015 года в эксплуатацию введены только три из девяти объектов. Причиной невыполнения стало позднее перечисление регионам бюджетных средств. Уже тогда председатель СП называл одним из основных нарушений отсутствие контроля со стороны Минприроды России.

URL: http://www.irk.ru/news/articles/20190108/program/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход