Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Штрафы на Ольхонской переправе. Позиция ведомств и мнение перевозчиков

Штрафы на Ольхонской переправе. Позиция ведомств и мнение перевозчиков

Ледовая переправа на Ольхон оказалась в центре внимания. Сотрудники ГИБДД штрафуют водителей микроавтобусов за незаконную перевозку пассажиров по ледовой дороге. Людям предлагают добираться до острова пешком или на хивусах. Оправданы ли такие меры, как действовать перевозчикам и туристам, — IRK.ru разбирался в ситуации.

Зимний Байкал с каждым годом становится всё более популярным туристическим направлением, но зачастую ожидание и реальность не совпадают. Ситуация последних дней: едешь на Ольхон, а на переправе предлагают выйти и пройти несколько километров до острова пешком. Можно проехать расстояние на хивусе, но это дополнительные расходы и очереди из желающих.

Впервые о такой ситуации стало известно в начале февраля. Туристы пожаловались в социальных сетях, что невозможно добраться до Ольхона на маршрутке. Ледовую переправу открыли 5 февраля, но уже на следующий день водителей микроавтобусов начали штрафовать сотрудники ДПС. В региональной Госавтоинспекции пояснили, что выезд общественного транспорта с пассажирами запрещен. Люди могут добраться до острова пешком или с помощью судна на воздушной подушке, если позволяют погодные условия.

Основанием для штрафов на переправе стали правила Минтранса России, установленные в 2014 году. Иркутская область входит в третью климатическую зону, в которой запрещен организованный выезд на лед автобусов и микроавтобусов с пассажирами. В Госавтоинспекции пояснили, что ответственность за нарушение правил предусматривает для юридических лиц штраф в размере 100 тысяч рублей.

Регион, действительно, относится к третьей климатической зоне, но она не касается дорожных условий. Ограничение на передвижение, в том числе по льду, устанавливает дорожно-климатическая зона. По словам начальника Байкальского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Дениса Новикова, Иркутская область находится в первой дорожно-климатической зоне, где разрешено передвигаться по льду с пассажирами при соблюдении температурного режима и правил грузоподъемности.

Позиция Госавтоинспекции в этом вопросе отличается. Как пояснили в ведомстве, у эксплуатирующей переправу организации «Дирекции автодорог» в отраслевом приказе прописано, что на переправе до Ольхона из-за климатических условий полностью запрещена организованная перевозка граждан. Поэтому дирекция отказала бы любому перевозчику в выдаче разрешения.

В УГИБДД по региону уточнили, что запрет не распространяется на легковые автомобили с пассажирами. Тем, кто прибыл к переправе на экскурсионном автобусе, нужно, как и раньше, выйти из него и добраться до острова на хивусе или пешком. Водитель автобуса в одиночку может пересечь переправу.

Региональная прокуратура считает, что штрафы, выписанные водителям, незаконны. Перевозка пассажиров и грузов по ледовой переправе при соблюдения правил грузоподъемности и скоростного режима, не образует состава административного правонарушения. Ведомство обратило внимание, что передвигаться по переправе может транспорт массой не более 10 тонн. Пассажирские автобусы не нарушили этого требования.

Руководство Сибирской Байкальской ассоциация туризма (СБАТ) попросило агентство по туризму Иркутской области разобраться в ситуации со штрафами на ледовой переправе на остров Ольхон. 15 февраля на совещании по мероприятиям Зимниады представитель ГИБДД пояснил, что легковой транспорт категории «B» пройдёт без препятствий, остальных перевезут хивусы.

— В прошлые годы водители предупреждали, что им запрещают перевозить группы, но это никогда не касалось рейсовых маршрутов. Когда заказывали автобусы для туристов, водители говорили, что ГИБДД им запрещает выезжать на ледовую переправу с людьми, ссылаясь на приказ Минтранса. Но до этого года я не слышал, чтобы кого-то штрафовали, — член правления СБАТ Вадим Копылов.

Пока ведомства дают официальную оценку ситуации, перевозчики продолжают работать. Руководитель компании «Тур Авто» Николай Сорокин убежден, что для решения ситуации нужно объединить усилия контролирующих ведомств, администрации Ольхонского района и перевозчиков. По его словам, несмотря на то, что прокуратура признала штрафы незаконными, ни одно из ведомств не выдало письменного разрешения на перевозку.

— Мы не первый день работаем на этой ледовой переправе, должны были подготовиться основательно. Надо было давно прибежать в какую-то структуру, сказать: «Помогайте! Что нам делать, когда у нас откроется переправа?». Когда паромную переправу запустят, опять очереди начнутся, никто не будет пропускать. Надо сейчас этим вопросом заниматься, чтобы на следующий год не возникло таких казусных ситуаций, — считает Николай. — Закон есть закон, но нужно разумно подойти к вопросу, другого транспортного сообщения нет, значит, давайте обеспечим здесь хивусы, и это будет решением.

Люди вынуждены мёрзнуть в ожидании транспорта. По ледовой переправе маршрутка доезжает до острова за час-полтора. Не у всех перевозчиков сегодня есть возможность организовать машины для туристов и в Сахюрте, и на Ольхоне.

В таком случае, отмечает собеседник, нужны пункты обогрева и отдыха, чтобы люди могли в комфортных условиях дожидаться катер. Туристам неразбериха на переправе доставляет неудобства, они теряют время, хотя у большинства заранее куплены обратные билеты на автобусы, поезда и самолеты.

— Если мы на Куркуте будем высаживать людей, сами переезжать, туристы будут идти пешком, то мы тоже нарушим правила перевозки пассажиров. Не дай бог, он упадет, руку сломает, это значит мы не обеспечили безопасность, — говорит перевозчик.

По словам Николая Сорокина, приказ Минтранса России, на который ссылаются в ГИБДД, принят еще в 1997 году. Документ проходил несколько редакций, последняя из которых проводилась в прошлом году.

— Его редактировали 8 января 2014 года, а затем 1 марта 2018 года, и в законную силу изменения вступили с 1 апреля прошлого года. Переправа на тот момент уже закончилась, и все думали, что перевозки продолжатся, как и обычно. Всегда все ездили и не возникало проблем, — комментирует собеседник. — Движение по льду с пассажирами запрещено, но есть вопросы по классам дорог, ледовых переправ, где-то наш регион внесён в документы, где-то не внесён.

Ещё один перевозчик Дмитрий рассказал, что работает уже пятнадцать лет, но никогда водителей не штрафовали. «Наши водители выгружают пассажиров, а затем по официальной дороге едут на остров. Объезд занимает больше часа, но раз говорят, что с людьми нельзя по льду, мы не ездим. Против закона не идём», — объяснил представитель транспортной компании.

Пока что ситуация с пассажирскими перевозками на ледовой переправе на остров Ольхон окончательно не урегулирована. Очевидно, что дорога по льду не предназначена для пешеходов, переход на другой берег небезопасен. Хивусов не хватает, возникают очереди. Формально движение по льду с пассажирами запрещено, но постоянный контроль на переправе не ведётся.

— Любой, кто поедет на Ольхон на маршрутном транспорте, столкнётся с такими трудностями. Мы должны предоставить нашим туристам отдых, а не ту каторгу, когда они приезжают и вынуждены идти пешком. Важно, чтобы о поездке у них остались хорошие впечатления, а не негатив, — говорит Николай Сорокин.

Автор фото — Зарина Весна

Алина Вовчек, IRK.ru

  • Владислав 20 февраля 2019 в 13:39

    В общем одни пишут законы, другие его исполняют, а страдают опять простые граждане.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля