Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Покупка с проблемами. Правительство Иркутской области намерено вложиться в «ИрАэро»

Правительство региона объявило о намерении приобрести «ИрАэро». Зачем властям авиакомпания с внушительным багажом проблем, — выяснял IRK.ru.

Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) через суд требует у «ИрАэро» 2 миллиарда рублей. Причина — авиакомпания хронически не справляется с расчётами по лизингу самолетов, за технические ресурсы и сформировавшиеся в результате такой финансовой политики неустойки. Долги накоплены и перед поставщиками авиационного топлива, аэропортами и другими обслуживающими организациями.

Неудивительно, что склонность к рискованным финансовым решениям, ввергающая авиакомпанию в состояние неплатежеспособности, привела к возбуждению уголовного дела в отношении «ИрАэро». В декабре 2018 года следователи заподозрили авиакомпанию в мошенничестве из-за отказа возвращать полторы тысячи граждан России из Китая.

По версии следствия, приведенной на официальном сайте Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте СКР, «ИрАэро» в рамках заключенного агентского соглашения с ООО «Эверэйт» прекратила полётную программу из китайского аэропорта Хайкоу из-за отсутствия платежей по договору на сумму более 120 миллионов рублей. Дело связано с туристическими программами компании «Жемчужная река» — партнера «ИрАэро». Авиакомпания в подтверждение собственной добросовестности заявляла о намерении подать иски на взыскание этой задолженности, но до сих пор этого не сделала.

До сих пор государственные компании, занимающиеся предоставлением самолётов в лизинг, предпочитали искать различные варианты спасения «ИрАэро» от банкротства, заключая мировые соглашения. Однако сумма по ним уже превысила 800 миллионов рублей.

В частности, по двум мировым соглашениям с ГТЛК, заключенным в ноябре 2018 года, «ИрАэро» признало задолженность по просроченным платежам в размере 167 миллионов рублей и 652 миллиона рублей. При этом графики погашения задолженности предполагают, что она будет полностью ликвидирована ежемесячными платежами в период с 30 ноября 2018 года до 31 декабря 2019 года.

Очевидно, что дальнейшая тактика заключения мировых соглашений только усугубит ситуацию, поскольку компания не способна выполнить обязательства. Заволокитить в судах эту историю — значит, за счет государственных лизинговых компаний спасти частное закрытое акционерное общество, собственники которого зачастую идут на необоснованный риск, как это было с туристической программой «Жемчужной реки».

Сомнительными финансовыми вложениями является покупка «Боингов», если учесть тяжелое финансовое положение компании и условия контрактов по техническому обслуживанию бортов. Эта техника располагается в аэропорту Пулково Санкт-Петербурга и используется для организации чартерных рейсов. При этом из Иркутска частных вылетов нет.

Эта ситуация особенно ярко высветилась во время конфликта по «Жемчужной реке» в декабре 2018 года: на спасение авиакомпании в срочную командировку на остров Хайнань губернатор Иркутской области Сергей Левченко отправил целую делегацию. При том, что среди пассажиров жителей Приангарья не было. Зачем делегация ездила в Китай, и какие расходы в связи с этим понес бюджет региона, не уточняется.

— Конечно, мы поддерживали и поддерживаем авиакомпанию в ситуации с туристическим агентством, которое задолжало авиакомпании деньги, — цитировало губернатора РИА «Новости». — По моему поручению сегодня едет туда целая группа людей, которая будет стараться в свою очередь помочь «ИрАэро».

Относительно финансовой помощи авиаперевозчику Сергей Левченко тогда заявил: «Напрямую из бюджета, конечно, невозможно, законодательство бюджетное запрещает. У нас есть много институтов для бизнеса. Я думаю, такая возможность есть, особенно, что касается лизинговых платежей».

Между ИрАэро и властями области нет соглашений, в том числе по компенсации затрат, связанных с лизинговыми платежами. В пресс-службе правительства не поясняют причину, но можно предположить, что она универсальная: участниками госконтрактов могут быть только те компании, которые являются финансово надежными, не имеют долгов по налогам, лизинговым платежам. Финансовое состояние «ИрАэро» пока не позволяет ей быть даже участницей тендеров на осуществление субсидируемых авиаперевозок внутри региона.

В этой ситуации найдена другая схема финансовой поддержки — через аффилированную компанию «СиЛа», имеющую с «ИрАэро» общего собственника. «СиЛа» получила привилегированные по сравнению с другим региональным перевозчиком условия.

Осуществляя рейсы всего по двум направлениям: Иркутск—Казачинское и Иркутск—Усть-Илимск, она получила из бюджета области годовое финансирование в полном объёме — 155,6 миллиона рублей. Тогда как другой перевозчик — «Ангара» — за рейсы по пяти направлениям профинансирован по остаточному принципу, в объеме 59 миллионов рублей при потребности в 158 миллионов.

Авиакомпания летает по маршрутам, которыми пользуются значительно больше пассажиров: Иркутск—Ербогачен, Иркутск—Мама, Киренск–-Мироново—Коршуново—Визирный, Киренск—Токма—Бур–Ика, Киренск—Непа—Преображенка—Ерема–Ербогачен–Оськино — в населенные пункты, с которыми, в отличие от Казачинского и Усть-Илимска, нет альтернативного круглогодичного сообщения. В ближайшее время в связи с недофинансированием этих направлений, во избежание сокращения или полного прекращения полетов, возникнет потребность в пересмотре бюджета области.

7 марта правительство Иркутской области заявило о том, что «ИрАэро», Корпорация развития Иркутской области (КРИО, принадлежит правительству Иркутской области), коммерческий банк «Солидарность» и АО «Рампорт Аэро» заключат «Меморандум о взаимопонимании». Речь идёт «о содействии дальнейшему развитию авиакомпании».

«Согласно меморандуму, Корпорация развития Иркутской области выражает готовность выступить инвестором авиакомпании при условии приобретения контрольного пакета в размере 51% акций авиакомпании. Условия приобретения контрольного пакета акций будут определены отдельным соглашением между КРИО и действующими собственниками авиакомпании. Банк обеспечит высвобождение контрольного пакета акций из залога для приобретения их КРИО, а также выступит консультантом для действующих собственников авиакомпании. В свою очередь, „Рампорт“, будучи заинтересованным в развитии международных перелетов на широкофюзеляжных воздушных судах, намерен предоставить коммерчески приемлемые условия обслуживания и базирования трех воздушных судов, эксплуатируемых авиакомпанией, в аэропорту Жуковский», — сказано в сообщении областного правительства.

Власти региона предлагают за счет бюджета области «докапитализировать» КРИО. По всей видимости, деньги планируется направить на поддержку «ИрАэро». Финансовая схема спасения от неплатежеспособности и уголовного дела, пока не разглашается.

Сделка изначально является ущербной, что должно быть очевидно для всех участников меморандума. Дело в том, что КРИО не может раздавать деньги по своему усмотрению, даже если будет прямое указание губернатора: существуют жесткие критерии, согласно которым необходимо оценить финансовое состояние компании. Если вероятны сложности с возвратом денег, то произойдет растрата государственных средств. Задолженность по налогам, по выплате зарплаты — также основание для отказа в представлении средств.

Поскольку «ИрАэро» — частная компания, выкуп её акций будет означать, что за счет бюджетных средств область купит у частного лица предбанкротный актив, при том, что именно это лицо довело компанию до столь плачевного состояния. Ошибки и авантюры менеджмента и собственников вознаградят деньгами из кармана области.

Непонятны и цели этой «покупки». Сергей Левченко говорит, что пакет акций «ИрАэро» нужен для развития перевозок в отдаленные территории Иркутской области. Юрий Лапин, собственник авиакомпании, что для обеспечения участия в проекте МС-21. Между тем МС-21 — это самолет не для областных перевозок. То есть губернатор вводит всех в заблуждение.

Но даже МС-21 — недостаточное основание для форсирования событий: по заявлению Правительства РФ и Ростеха, этот самолет не поступит в производство ранее конца 2021 года. У области есть возможность дождаться выполнения «ИрАэро» условий мировых соглашений с ГТЛК, срок которых истекает в конце 2019 года, чтобы не потерять бюджетные деньги в случае банкротства авиакомпании.

Поэтому выделение денег и выкуп акций явно преследуют иную цель — а именно, спасение частного проблемного бизнеса и перечисление действующим собственникам бюджетных денег. Подтверждением этого является и участие в меморандуме «Рампорта», который управляет аэропортом в Жуковском в Подмосковье: он возьмёт на обслуживание три судна — речь о «Боингах», которые тянут компанию «ИрАэро» в убытки.

Нет гарантий, что деньги, которые выдаст область «ИрАэро», приведут к улучшению ситуации с авиаперевозками в регионе. Авиаперевозчик базируется в Омске, Магадане и Санкт-Петербурге. Иркутская область получает не самый высокий уровень сервиса от авиакомпании. На рейсе Иркутск— Бодайбо «ИрАэро» для пассажирских перевозок использует грузовые самолёты, в которых вместо кресел — боковые лавки.

Есть ли надежда, что отношение изменится? Нет, поскольку у правительства Иркутской области к «ИрАэро» нет претензий, и даже пожеланий по повышению качества обслуживания пассажиров. И откровенно прослеживается заинтересованность, которая может плохо обернуться для Иркутской области.

Автор фото — Владимир Смирнов

Галина Солонина, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Алёна Липунова 8 апреля 2019 в 13:40

    есть основания полагать, что сделка мнимая) прикрывающая инвестирование! в общем порядке нет оснований инвестировать, вот пошли окольным путем, надеюсь прокуратура вовремя все это прекратит

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля