Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Легитимно и прозрачно: эксперты об итогах голосования 1 июля

В Иркутской области завершен подсчет голосов избирателей. По данным Облизбиркома, в голосовании по вопросу внесения поправок в Конституцию, которое проходило с 25 июня по 1 июля, приняли участие 824 360 жителей региона (явка 44,18%). IRK.ru собрал мнения экспертов о прошедшем голосовании.

Политический консультант Илья Щеголихин отметил, что российское избирательное законодательство и все процедуры, связанные с проведением голосования, являются одними из самых строгих в мире. И, когда речь идет о голосовании по изменениям в главный закон страны, по логике и ожиданиям должны быть серьезно обеспечены легитимность, чистота и прозрачность процедуры.

Важным и значимым нововведением Илья Щеголихин считает проведение электронного голосования. По его мнению, именно за этим форматом будущее. Электронное голосование дает возможность в большей степени привлекать людей к решению тех или иных вопросов, что позволит сократить разрыв между властью и избирателями.

– Голосование через Госуслуги – это хорошая практика для того, чтобы посмотреть как это работает, какие нюансы возникают, – говорит политический консультант.

По словам собеседника, обязательно нужно проводить электронное голосование, потому что это будет повышать вовлеченность людей в избирательный процесс и их ответственность. «Сейчас есть такое, что проголосовали и не важно за кого – „все они там одинаковые“. Тогда как расширение форматов плебисцита будет больше вовлекать людей в процессы принятия решений. И люди будут ходить на голосование, понимать, что является полномочиями мэра, депутата, что он обязан делать, а чего нет. Чтобы не было ситуации, что у нас политики отдельно, избиратели отдельно, и встречаются они раз в пять лет на участке для голосования».

Что касается экзитполов, о которых сообщалось 1 июля, Илья Щеголихин пояснил: «Когда начинают публиковать данные по голосованию, которое еще не завершилось, это свидетельство того, что, на самом деле, людей не интересует как проходит процедура. Еще идет голосование, а уже пошли интерпретации».

– Мне попадалось сообщение о том, что обком КПРФ опубликовал у себя на сайте, что им поступают сигналы от отдельных членов участковых избирательных комиссий, что их заставляют делать вбросы «за» поправки или натягивать более высокий процент по голосованию в поддержку Конституции, – объясняет политобозреватель. – Если поступили какие-то факты о том, что это было на самом деле, пишите заявление в правоохранительные органы. Но мне ничего не известно о наличии таких обращений. Или это был шум в рекламных целях?

Комментируя низкую явку в Иркутской области, Илья Щеголихин обозначил два ключевых момента. На протяжении пяти последних лет регион находился в зоне протеста. Оппозиционный официальным властям губернатор, вертикаль госвласти, выстроенная под руководителя обкома КПРФ Сергея Левченко, серия коррупционных скандалов, – все это сформировало определенное отношение к инициативам власти у жителей региона.

– И это выразилось в явке на прошедшем голосовании. Может это скрытый протест, а может просто апатия: «Да делайте что хотите», – рассуждает эксперт. – С учетом, что в сентябре нас ждут выборы губернатора и кампании в территориях, итоги голосования должны быть тщательным образом проанализированы региональными властями.

С другой стороны 44% в Иркутской области свидетельствует о том, что людей не нагоняли на участки, не было жесткого администрирования по явке. Проголосовали те, кто захотел. Иркутская область – регион с характером. И в этом смысле это был абсолютно правильный подход, резюмировал Илья Щеголихин.

Заслуженный юрист РФ, заведующий кафедрой конституционного права и теории права Юридического института ИГУ Сергей Шишкин отметил, что на прошедшем голосовании не было персонального оппонента и политической борьбы, поэтому оппозиционное мнение формировалось стихийным образом.

– Понимаете, это плебисцит, а не выборы, поэтому здесь немного другой жанр. В общей сложности за шесть предварительных дней проголосовало примерно столько же, сколько вчера – в основной день голосования. С моей точки зрения, достаточно много обстоятельств делает это голосование прозрачным и легитимным, несмотря на то, что оно носит длительный характер, – пояснил спикер.

По мнению Сергея Шишкина, эпидемиологическая ситуация в регионе сыграла свою роль в понижении явки. В Иркутске в последние годы в принципе отмечают небольшой процент проголосовавших. Так, на последних выборах в гордуму явка составила 26%, а на предыдущих – всего 18%.

– Я голосовал в здании управления железной дороги на Карла Маркса. Все было организовано четко: никаких толп не было, выдали индивидуальные средства защиты и одноразовую ручку, паспорт показывал на расстоянии, – поделился Сергей Шишкин. – Заразиться на пляже Якоби гораздо проще, чем на избирательных участках. В этом смысле государство отработало все от и до, поскольку опасность имеет реальный характер, то и подготовка участков была такой же.

Комментируя тему экзитполов в день голосования, эксперт пояснил, что существует незначительный процент оппонирующих граждан, возможно, кому-то захотелось связать результаты с выборами осенью, либо бросить тень на врио губернатора Игоря Кобзева.

– Мне такие люди не встречались, но я слышал, что были вбросы в связи с этой темой. Вы помните, на первом заседании в Общественной палате Иркутской области, где обсуждались поправки, устроили такой антиконституционный шабаш. Но даже говорить об этом не стоит. Думаю, все эти фейки не назовешь ложкой дегтя в бочке меда, – рассуждает заслуженный юрист РФ.

По его словам, в течение недели, пока шло голосование, Иркутская область была на последнем месте по явке. Но начиная с 27 июня мобилизация избирателей была существенной.

– Что касается результатов, абсолютное большинство проголосовавших поддерживают курс президента. У меня легитимность таких цифр не вызывает никакого сомнения, – резюмировал Сергей Шишкин.

Как отмечает политолог Сергей Шмидт, в Иркутске и Иркутской области достигнута определенная прозрачность голосования и доверие к результатам. Это подтверждают наблюдатели, работавшие на избирательных участках.

– Один из моих давних студентов выступал наблюдателем на этих выборах и поделился копией протокола, из которого следовало, что соотношение «за» и «против», примерно два к одному. Он не ставит под сомнение данные этого документа, поскольку сам наблюдал за процессом, – поделился спикер.

В день голосования возник сюжет с экзитполами КПРФ. По словам Сергея Шмидта, доверять социологическим данным можно только в том случае, если они предоставлены исследовательскими, а не политическими структурами. Экзитполы КПРФ – инструмент политической борьбы.

КПРФ не призывала бойкотировать голосование, как ожидалось, а выступила с призывом идти и голосовать «против». «Поэтому если иркутские коммунисты будут кричать о низкой явке как о провале власти, то это и их провал, потому что они тоже призывали своих сторонников голосовать», – убежден политолог.

Как пояснил эксперт, в протестном регионе до последнего сохранялась надежда, что удастся добиться перевеса сторонников «против» над сторонниками «за». Такого рода экзитполы могут мотивировать сомневающихся, чтобы пойти и проголосовать «нет».

– Я допускаю, что коммунисты какого-то прироста голосов добились этими экзитполами и проголосовавших «против» все-таки стало больше. Но никакой серьезной пропаганды за то, чтобы идти и голосовать «нет» со стороны компартии не было. Достаточно вспомнить пресс-конференцию двух наших главных коммунистов Левченко и Щапова, где не было многократных призывов к этому, – рассуждает Сергей Шмидт.

Меры безопасности, которые были соблюдены на участках, эксперт считает достаточными. По его мнению, человек, идущий голосовать, подвергал себя абсолютно такой же опасности как и те, кто выходит на улицу или в магазин.

– Живу напротив избирательного участка, никакого столпотворения там не было. С учетом масочно-перчаточного режима, думаю, серьезных угроз для здоровья не было, – прокомментировал спикер.

Говоря о явке на голосовании, Сергей Шмидт отметил, что вчера точно предсказал общероссийскую явку – 65%. По его мнению, это тот самый процент, на который можно было рассчитывать при семидневном голосовании.

– Я думал, что в Иркутской области явка будет 50% (явка в регионе составила 44,18% – Прим. авт.), но ошибся. В Иркутской области процент ниже, чем в других регионах. Иркутск традиционно показывает низкую явку. Сила традиции, тут ничего сделать невозможно, поколения должны смениться, чтобы это поменялось, – отметил политолог.

Еще одной причиной невысокой явки Сергей Шмидт назвал тот факт, что в регионе не оказывалось серьезного административного давления на граждан. В иркутском фейсбуке, по его словам, 1 июля были битвы сторонников «за» и тех, кто «против», но не обсуждались нарушения, случаи принуждения голосовать.

– Складываем традицию иркутской аполитичности, добавляем отсутствие массового серьезного давления и получаем ту явку, которую имеем. Все, что больше 50% на такого рода голосовании в Иркутской области, в нынешней ситуации можно было бы рассматривать как чудо, а чудес не бывает, – подытожил спикер.

Алина Вовчек, IRK.ru

Алина Вовчек, IRK.ru

  • Пётр 6 июля 2020 в 18:41

    Все вранье и доказывать трудно его поскольку а нет никакой лигитимности да само голосование не имело ни какой юридической силы!!!

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля