Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Нацпроекты в сфере здравоохранения сильнее других подвергаются коррупции

После очередной новости о коррупции в здравоохранении Иркутской области при реализации госпрограмм возникает масса вопросов о подходе к системе контроля в этой сфере. 8 декабря в Иркутске за мошенничество на 21 миллион рублей при закупке медицинского оборудования в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения» на два месяца арестовали представителей двух поставщиков медицинского оборудования и двух сотрудников учреждений здравоохранения региона. Насколько эффективно и целенаправленно используются возможности нацпроекта, рассуждает эксперт — кандидат экономических наук, руководитель научно-практического центра «Госучёт» Роман Ерженин.

Роман Ерженин:
— Много лет госзакупки — это кладезь коррупции, с любой стороны зайди, найдешь нарушения. В Иркутской области только за последние два года выявили признаки коррупции при поставках диализного оборудования, при закупке ИВЛ и медицинских масок. Бывает, что при госзакупках стоимость товара превышает среднерыночную в десятки раз. Поэтому, неудивительно, что выявляются такие нарушения, как очередное мошенничество с поставкой медицинского оборудования, о котором стало известно 8 декабря.

Об этом же заявил и генпрокурор РФ Игорь Краснов в докладе, сделанном на одном из недавних заседаний Совета Федерации. Он сообщил, что нацпроект «Здравоохранение» сильнее всех других нацпроектов подвергся коррупции. Доля преступлений коррупционной направленности составила в нем 68,4%.

Видимо, нацпроекты вообще представляют большой соблазн урвать от денег, которые на них выделяются, сообщил докладчик. По данным прокуратуры, при реализации нацпроекта «Экология» доля преступлений коррупционной направленности составила 61,1%, нацпроекта «Образование» — почти 40%, «Жилье и городская среда» — около 30%, «Демография» — 22,4%. Ну, а больше всего, как уже говорилось, в «Здравоохранении».

О том, что так и произойдет, предполагали представители отрасли. Два года назад, когда этот приоритетный нацпроект с совокупным бюджетом 1,7 триллиона рублей только открывался, на сайте Vademecum проводился опрос, посвященный ожиданиям от него. В опросе приняли участие 164 респондента, из которых более 50% — сотрудники государственных и частных клиник, еще 28% — представители компаний, производящих и/или поставляющих фармацевтическую и медицинскую продукцию, 12,2% — работники научных организаций в сфере здравоохранения. Опрошенные выразили сомнение в реальном достижении ключевых целей национального проекта «Здравоохранение», среди которых такие амбициозные, как снижение смертности, заболеваемости и сокращение дефицита кадров в медицинских учреждениях. Успешному старту госпрограммы, по их мнению, могли помешать недостаточная готовность к ней индустрии, организационные риски и, конечно, коррупция.

Роман Ерженин:
— Заявления генпрокурора РФ, в первую очередь, дают сигнал региональным властям, что контроль за движением средств в сфере здравоохранения неэффективен. Иркутская область не является каким-то исключением, как показывают громкие расследования последних лет. За этот финансовый контроль отвечает множество ведомств: в первую очередь — само министерство здравоохранения региона и министерство финансов, а также органы финансово-экономического контроля и надзора, Контрольно-счетная палата Иркутской области. Все эти органы контроля созданы, в том числе, для пресечения фактов нецелевого, неэффективного расходования бюджетных средств и коррупции. Но, получается, что вся система контроля дает сбой, работает неэффективно, если раз за разом органы следствия, которые являются последними в цепочке контроля, выявляют новые преступления.

Ключевой показатель реализации программ нацпроекта «Здравоохранение» — это уровень смертности населения. И в Иркутской области он сегодня в 1,6 раза выше общероссийского.

Роман Ерженин:
— Мои оппоненты могут сказать – смертность в области существенно выросла вследствие сложной эпидемиологической ситуации. Но в этом случае не видно в документах новых мероприятий, направленных на исправление ситуации. Ковид с нами второй год — за это время можно было что-то предпринять? Например, увеличить число мест в ординатуре по самым дефицитным сегодня медицинским специальностям? В целом увеличить набор в ИГМУ? Ведь совершенно очевидно, что главная беда регионального здравоохранения — кадры. От обеспеченности врачами и их квалификации зависит успех в борьбе с коронавирусом.

Эксперт отмечает и непонятную ситуацию по целевыми наборам. В отчете по нацпроекту «Здравоохранение» за 2019 год мы видим, что на тот момент по сравнению с 2016 годом увеличен целевой набор в ИГМУ с 77 до 131 места. По сути, в документе должна быть выстроена логическая связь между показателями набора в медицинские вузы, и показателем обеспеченности медучреждений региона врачами, но ее нет. Ожидалось, что обеспеченность будет все это время расти, но по факту мы видим обратную картину — за два минувших года врачей в Иркутской области стало меньше, а не больше. То есть, либо принятые меры неэффективны, либо недостаточны.

Роман Ерженин считает, что пока этот антирейтинг по смертности региону очень трудно сдвинуть с места, так как, в первую очередь, в регионе нет продуманной программы четких действий в рамках комплексной стратегии развития здравоохранения.
Это становится ясно, стоит лишь заглянуть в паспорта нацпроекта других регионов. В частности, в Новосибирской области совершенно иной уровень проработки документов. Там очень четко выстроена целевая декомпозиция (мероприятие — задача — целевой индикатор), учтены даже такие мелочи, как лечебное питание (в нашем регионе с этим как раз были сложности, и даже пришлось вмешаться Следственному комитету). В Иркутской области — общие слова, которые не могут пока создать четкий механизм прохождения денег от этапа планирования до этапа исполнения. Поэтому и результаты далеко не блестящие.

Роман Ерженин:
— Вот несколько ярких примеров. В рамках федерального нацпроекта обозначено одно из приоритетных направлений — разработка стратегии развития санавиации. Для нашего огромного региона с большим количеством труднодоступных районов — очень актуальный вопрос. Однако никаких новых стратегических разработок, направленных на развитие, расширение возможностей санавиации, совершенствование работы службы в целом нет. За счет нацпроекта просто содержится имеющийся вертолет и оплачиваются его вылеты на территории. Это, считаю, тупиковый путь.

Также Роман Ерженин сказал о строящемся в Иркутске с 2012 года радиологическом корпусе онкологического диспансера. Только в 2021 году начали заливать фундамент. Выходит, что для жителей региона доступность точной диагностики злокачественных заболеваний отодвинута на неопределенный срок.

Роман Ерженин:
— А ведь реализацию проекта можно ускорить. В нацпроекте «Здравоохранение» есть раздел «Борьба с онкологическими заболеваниями». Но наше министерство здравоохранения похоже не видит возможности направить средства нацпроекта на создание нового центра, и тем самым снизить показатели смертности от онкозаболеваний.

Еще одна беда — несоответствие заявленных целей реальным возможностям. Как пример: в 2020 планировали построить около 30 ФАПов, а осилили только шесть. Нередко их строят там, где есть лобби, или там, где удобно строителям, а вовсе не там, где острая нужда, отмечает собеседник IRK.ru.

«В общем, впечатления о ходе реализации нацпроекта „Здравоохранение“ печальные. Нет проработанных документов, нет внятной стратегии развития отрасли, нет реалистичных целей и планов — нет и позитивных изменений», — заключает Роман Ерженин.

Справка:
Роман Ерженин является системным архитектором сферы управления финансами, с практическим и теоретическим опытом разработки и внедрения информационных систем управления общественными финансами на всех уровнях бюджетов бюджетной системы РФ. Методолог и эксперт по вопросам организации бюджетного процесса в публично-правовых образованиях; им лично разработана и научно обоснована инновационно-организационная модель автоматизированного ведения бюджетного учета в публично-правовых образованиях РФ и модель «Федеральное Казначейство, как централизованная бухгалтерия».

За последние пять лет опубликованы: две монографии, в том числе, одна — на английском языке; 50 статей, в том числе, 22 статьи в журналах из перечня ВАК, Scopus и Web of Science. Разработаны ряд методологий по оценке эффективности использования бюджетных ИТ-инвестиций. Автор единственной в России монографии, посвященной автоматизации бюджетного учета и единственной англоязычной монографии, посвященной организации бухгалтерского дела в секторе государственного управления России.

Ольга Королёва, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • TAHK 9 декабря 2021 в 21:22

    Не работает 44-ФЗ, так получается? То, что кагбэ должно было сделать весь процесс закупок кристально чистым и честным, привело у увеличению коррупции на порядок. Как же так?

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля