Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Как справиться с тревогой, чувством стыда и бессилия? Отвечает психолог с 17-летним стажем

Для многих в России последние недели стали психологически сложными — люди испытывают страх, бессилие, стыд и тревогу из-за происходящих событий в мире. Журналист IRK.ru поговорила с Ольгой Солнцевой, психологом с 17-летним стажем. Специалист рассказала, как справиться с негативными чувствами и мыслями.

Ольга Солнцева, психолог
Ольга Солнцева, психолог

Ольга Солнцева, кандидат психологических наук, экзистенциональный психолог, преподаватель:

В первую очередь нужно идентифицировать: что со мной происходит. Если не найти то, что беспокоит, тогда не получится разобраться с проблемой.

А беспокоить могут разные вещи. Кому-то важна безопасность и угнетает потеря чувства защищенности. Некоторых тревога доводит до состояния, когда человек задает себе вопросы: «Могу ли я оставаться здесь в безопасности? Могу ли находиться в мире физически?».

Пока одни разбираются с тревогой и потерей чувства безопасности, другие переживают возможную утрату ценностей: путешествий, проектов, материальных благ. Ведущее чувство здесь – печаль.

Есть те, у кого под угрозой оказалась самоценность. Люди спрашивают себя: «Кто я? Как реагировать на происходящее вокруг?». Звучат важные вопросы, в том числе и про самоопределение себя как русского и про национальную идентичность.

Нам из поколения в поколение говорили, что русские — это защитники, русские не обижают слабых, выступают за добро и справедливость. Вся культура пропитана этими ценностями.

Все, во что мы верили и на что опирались — как будто исчезает. Сейчас в социальных сетях транслируют ненависть к русским. Единицы видят в нас отдельных личностей с разным мнением, многие воспринимают всех русских как единую агрессивную серую массу.

Мне кажется, в такой ситуации, когда нашу персональность не воспринимают, как раз она и играет ключевую роль. Важно отделить себя от массы и понять свою личную позицию. Ответьте честно: что конкретно в происходящем мне не подходит? Если я пойму, чему говорю «нет», например, несправедливости, насилию, агрессии, тогда можно будет найти то, чему говорю «да», найдутся опоры для дальнейшей жизни.

Еще одна проблема, с которой пришлось столкнуться современному обществу — культурологические травмы. Всплывает опыт поколений на примере Великой Отечественной войны. Почти в каждой семье есть истории, страхи, переживания, запреты, связанные с предками. И происходящее сейчас вытаскивает на поверхность эти воспоминания, тем самым травмируя, уводя почву из-под ног.

Все, во что мы верили, стало иным
.

Мы оказались в новой реальности, нам всё непонятно, поэтому задача первого этапа — «просто быть». Когда рождается ребенок, его задача первых шести месяцев существовать. Если проводить параллель, мы, взрослые, резко оказались младенцами в ином мире. И, чтобы сориентироваться и выжить, нам пока достаточно «быть». 

У австрийского психиатра Виктора Франкла, жившего в начале 20-го века, есть отличная книга, которую каждому рекомендую — «Сказать жизни „Да!“: психолог в концлагере». Врач, еврей по национальности, описывает свой опыт пребывания в концентрационном лагере во времена Второй мировой войны. 

Автор говорит, даже в самых невыносимых условиях, когда нет никакого «могу», когда возникает ощущение утраты смыслов, у человека остается свобода, которую никто не в силах отнять. Это свобода собственной позиции по отношению к происходящему. Даже если её не выражать через действие, потому что обстоятельства у всех разные.

Что касается стыда (например, за себя, или «коллективный стыд», или стыд за несовершенные действия), я бы в данном случае стыд переводила в совесть. Совесть проявляет моменты, когда ты был не собой, совесть помогает быть честным. Стыд же блокирует, мешает развиваться.

Нам часто кажется, особенно тем, кого мучает совесть, что чувствовать себя сейчас хорошо — это нехорошо: «Как я могу ощущать себя нормально, если там люди страдают, гибнут, находятся в безысходности?».

В такие моменты советую вернуться к теме смысла: а будет ли польза от того, что я сейчас страдаю?  Смысл будет в том, если я смогу удержаться, найти опоры, например, благодаря физическим упражнениям, общению, другим ценностям.  Даже сопричастность можно чувствовать по-другому. 

Кстати, в текущей ситуации есть люди, которые не испытывают паники, агрессии, тревожности, потому что хватает ресурса. Человек чувствует себя устойчиво в своих ценностях. И это хорошо, здорово. Это совсем не значит, что человеку все равно.

А другой человек с таким же поведением, наоборот, не выдерживает происходящего и, чтобы справиться с ситуацией, закрывается, уходит в отрицание — «ничего не происходит». И это тоже нормально. Не нужно насильно открывать ему глаза «на правду». Иначе сделаете хуже. Мы справляемся с трудностями, как можем. У каждого свои способы совладения.

Встречаются случаи, когда люди говорят о бессмысленности действий, бытия: зачем просыпаться по утрам, делать уроки с ребенком? Ведь жизнь потеряна, бесперспективна. 

Во-первых, нужно вспомнить, что такое «смысл» — делать то, что я могу для реализации ценности, для проявления жизни.

Когда наступают трудные времена, человек может начать задавать жизни вопросы: «Какой вообще в тебе смысл»? Виктор Франк советует развернуть вопрос в обратную сторону и представить, словно жизнь спрашивает: ты оказался в сложной ситуации, на которую не можешь повлиять, и что будешь делать? Как поступишь, чтобы избежать еще бОльшего несчастья? Ответы помогут найти смысл в той ситуации, в которой все мы оказались.

Запустишь учебу и бросишь работу, не будешь помогать ребенку с домашними заданиями — получится ли из этого что-то ценное? Или станет еще хуже? Если станет хуже, какой смысл ничего не делать?

Что касается практических советов, как не поддаваться грусти и апатии, рекомендую ограничить негативную повестку. Некоторые настолько погружаются, что не могут выбраться из новостей. В психологии это считается признаком психологической травмы. Понятно, что так или иначе мы все через это проходим. И в данной ситуации нормально, если такие симптомы проявляются. Ищите ресурсы, чтобы пойти дальше.

Позаботьтесь о себе, пусть это и звучит банально. Мы это тот, кто у нас остался.

Поддерживайте социальные связи. Больше гуляйте и отвлекайтесь.

Уважительно относитесь к другому мнению, не вступайте в перепалки. Помните, есть альтернативная точка зрения. У собеседника вводная информация отличается от вашей. Это не значит, что нет совпадения по глубинным вещам. Скорее всего, вы верите в одно и тоже, просто у человека база иная.

Учитесь видеть человека в человеке, даже если у него другая позиция. 

Не забывайте про ценность искусства, музыки, общения. Не отказывайтесь от неё. Сейчас помогают простые вещи: побыть с близкими, послушать, обнять, принести плед, налить какао, погулять вместе, подышать воздухом.

Ценности в кризисных ситуациях выпячиваются, становятся значимыми. Раньше могли не обращать внимания на наличие, например, бытовой техники, чашки кофе по утрам, сейчас подобное становится важным. Происходящее разрушает связи, теряются контакты, поэтому возрастает важность отношений.

Мир меняется, но он не исчезает. Пришло время находить опоры, закономерности, свои позиции. От каждого из нас зависит, что будет значить «русский» для нации и для других, когда пройдет время.

Беседовала Светлана Павлова

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Ellsa Darth 18 апреля 2022 в 20:28 (изменено)

    Почему я должна уважать все мнения.. может его высказывает алкаш под синькой или местный «психолог»

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля