От циклодрома до парка имени Парижской коммуны
Парк имени Парижской коммуны находится на перекрестке улиц Маяковского и 2-й Железнодорожной и считается одним из старейших мест отдыха горожан, но мало кто знает, что его территория является археологическим памятником федерального значения.
Изначально на месте нынешнего парка находился стадион для велосипедных прогулок — циклодром, — который построили в 1893 году. На нем проходили первые городские велосипедные гонки и устраивали различные массовые мероприятия. В 1915 году при строительстве нового здания Иркутского железнодорожного начального училища на углу улиц Александровской (Профсоюзная) и Понтонной (Маяковского) было обнаружено, в том числе и на территории циклодрома, древнее погребение. Найденные артефакты передали в музей.
Однако масштабные археологические раскопки провели позже: в 1928 году под руководством сотрудника кафедры исторического факультета ИГУ Михаила Михайловича Герасимова ученые обнаружили захоронения и стоянки людей времен неолита и верхнего палеолита, которые получили название «Глазковский некрополь», большая часть которого находится на территории современного парка имени Парижской коммуны. Несмотря на значимость открытий, постепенно археологические исследования сошли на нет.
В советское время территория перешла в ведение железной дороги и получила название «Сад железнодорожников». В 50-х годах здесь построили стадион «Локомотив» и парк культуры и отдыха, на место которого в 1960-х годах перенесли парк имени Парижской коммуны со всеми аттракционами, который до этого находился на бульваре Гагарина (от Белого дома до улицы Красного восстания), с тех пор название и закрепилось. Однако со временем аттракционы демонтировали, и парк пришел в запустение.
Городские власти не раз обсуждали перспективы его восстановления и даже строительства музея, однако дальше разговоров дело не шло. В 2012 году правительство региона во главе с губернатором Дмитрием Мезенцевым обратилось в Министерство культуры с предложением создать на базе некрополя исторический музей и Байкальский центр изучения человека; стоимость проекта оценили в миллиард рублей. Несколько лет спустя городские власти вновь заговорили о создании музейно-туристического комплекса «Глазковский некрополь», на этот раз оценив проект в 220 миллионов рублей.
Пока чиновники обсуждают, строить или нет музей, и, главное, на какие средства, городские власти начали приводить территорию в порядок. В 2019 году появилась информация, что здесь планируют обустроить аллеи, обновить освещение, создать спортивные и детские площадки и установить информационные стенды, рассказывающие об истории этого места.
Как выглядит парк после ремонта
В 2019 году администрация Иркутска по результатам торгов заключила договор на строительство сцены и ограждения в парке. Стоимость работ — девять миллионов рублей. В 2020 году был объявлен еще один аукцион на проведение второго этапа благоустройства. Согласно аукционной документации, победителем торгов стало ООО «Сибирский бульвар». Стоимость контракта — 21 миллион рублей.
Давайте посмотрим, как изменился парк после реконструкции.
Парк площадью около 14,5 гектара имеет несколько входов, зайти можно со стороны улицы Маяковского или 2-й Железнодорожной. Территория общественного пространства обнесена кирпичной оградой с коваными решетками, которые сохранились со дня появления парка. В 2020 году ограждение отремонтировали: восстановили кирпичную кладку, заменили, где необходимо, решетку, побелили, и сейчас оно выглядит аутентично, в духе советского времени.
В парк заходим со стороны улицы 2-й Железнодорожной, где находится центральный вход. Из-за отдаленности от остановок общественного транспорта он не так популярен среди отдыхающих, между тем, смотрится впечатляюще: высокая арка с массивными белыми колоннами в окружении пышных зеленых деревьев. Входную группу отремонтировали три года назад, и сейчас выглядит она хорошо, хотя и видны следы варварского отношения отдыхающих.
Когда-то к парку вела широкая каменная лестница. В 2020 году ее также отремонтировали и часть ее сделали в виде амфитеатра с местами для сидения. Спускаемся — и оказываемся возле знаменитой аллеи, фото которой так любит публиковать местная администрация, когда речь идет о восстановлении этого парка.
Главное украшение обновленного парка — металлические арки с большими подвесными шарами. Вечером, когда включается освещение и иллюминация, эти конструкции, напоминающие тоннель, начинают светиться, создавая здесь романтическую и даже волшебную атмосферу. Единственное, что портит впечатление, — лежащие на земле электропровода; остается надеяться, что их не повредят.
К слову, эта аллея — пожалуй, единственное место в парке, где есть освещение, и здесь можно находиться вечером. В остальной части парка (за исключением входа со стороны остановки «Райсовет») освещения нет. Все, что осталось от старого освещения парка, — старые столбы, их не демонтировали, возможно, в будущем на их месте появятся новые и современные фонари. Однако сейчас идти вечером, чтобы увидеть красивую подсветку арок в аллее, придется практически на ощупь.
Вдоль аллеи обустроили места для отдыха: обычные скамейки и скамейки из габионов. Последние выглядят оригинально и эффектно, особенно вечером. Дело в том, что в нижней части конструкций использовали не камни, а большие куски обработанного стекла, которые кажутся особенно красивыми, когда включают парковое освещение и подсветку.
А вот обычные скамейки здесь (к слову, как и во всем парке) смотрятся странно — а все из-за своей скругленной формы. После завершения работ по благоустройству парка в Интернете горожане активно их обсуждали. Как потом стало известно, изначально в парке планировали построить открытый амфитеатр, для которого и были изготовлены лавочки-трибуны, но потом по каким-то причинам отказались от этой затеи, и чтобы они не пропадали зря, скамейки все-таки установили в парке.
Между скамейками из габионов обустроили клумбы, и тут же — урны. И если во всем мире сейчас урны ставят вдали от мест отдыха, чтобы ни их внешний вид, ни запах не мешали горожанам, то здесь их поставили в нескольких сантиметрах от скамеек. Хорошо хотя бы, что урны пустые — спасибо местным работникам, которые следят за чистотой парка и выполняют свои обязанности на совесть.
От аллеи мы спускаемся по пологой асфальтированной дорожке и попадаем в самую настоящую чащу. Этот парк тем и привлекает внимание, что, в отличие от других, сохранил свой природный рельеф, кажется, что ты находишься не в городском парке, а в лесу, среди деревьев.
Во время ремонта в 2021 году центральную дорожку заасфальтировали, остальные оставили как есть, протоптанными среди деревьев тропинками. Не знаю, было ли так задумано, но, как мне кажется, благодаря этому решению и сохраняется ощущение, что ты на природе. К тому же, в основном они находятся на холмах и возвышениях. На благоустроенной дорожке поставили лавочки и урны — все в хорошем состоянии и без видимых повреждений.
Без сомнений, парк Парижской коммуны преобразился, а главное здесь чисто: мусор нигде не валяется, урны пустые, значит, здесь убираются регулярно. Скамейки чистые, можно отдыхать на них, не боясь испачкаться.
Когда-то здесь находился детский парк с аттракционами, о чем сейчас напоминают лишь торчащие из земли бетонные плиты и пустые коробки блоков питания.
В парке много отдыхающих: бегают, читают книги на лавочках в тени деревьев, не спеша гуляют. А еще это идеальное место для выгула собак. Вот только хозяева не убирают за своими четвероногими питомцами, поэтому нужно быть осторожными, гуляя с детьми в парке, — повсюду видны «следы» их присутствия. Здесь просто необходимо специально оборудовать место для выгула животных, чтобы всем было комфортно отдыхать.
В парке не хватает детской площадки. Известно, что в 2021 году администрация Иркутска оформила в собственность часть земельного участка со старой спортивной площадкой. В будущем, возможно, на месте старого футбольного поля и появится детский городок.
Идем смотреть вторую зону отдыха, расположенную возле входа в парк со стороны остановки «Райсовет». О том, что в этой части парка было проведено благоустройство, напоминают только скамейки и сцена, и то они уже нуждаются в ремонте, а вот клумбы и дорожки остались еще с советских времен. В целом, эта часть парка выглядит запущенной и несовременной. Сразу при входе в парк, справа, построили сцену для проведения районных мероприятий, обшив каркас досками. Сцену построили на старом бетонном основании — ничего плохого в этом нет, если его не было бы видно. К сожалению, конструкцию уже повредили: несколько досок валяются рядом. Возле ступенек, словно свалены в кучу, стоят несколько бетонных вазонов с высаженными цветами.
Перед сценой среди зарослей травы возвышается ель, огороженная и привязанная за макушку к проводам, чтобы не упала, — и выглядит она нелепо. Неужели нельзя было обустроить цветник под деревом, чтобы это дерево не смотрелось так уныло? По периметру небольшой площади установили скамейки и урны. В остальном это пространство выглядит так же, как и много лет назад, и даже современные элементы благоустройства особенно его не преобразили.
Аллею в этой части парка оставили в неизменном виде — с разбитыми клумбами, старым, стертым до дыр асфальтом. Вдоль аллеи стоят лавочки, которые уже пострадали, очевидно, от рук отдыхающих и нуждаются в замене или хотя бы в ремонте. Рядом установлены урны, их здесь достаточно. Аллея завершается старым бетонным вазоном, который вполне себе хорошо смотрелся лет пятьдесят назад, но не сейчас — громоздкий, с повреждениями и потрескавшейся краской.
В целом же парк (по крайней мере его обновленная часть) производит хорошее впечатление. Проделана большая работа. Конечно, благоустроили только треть всей территории, но это уже что-то, если учесть, что о его восстановлении говорили последние двадцать лет. Здесь, конечно, не хватает освещения — бродить по темным дорожкам небезопасно, а ведь зимой темнеет рано. Но начало положено!
Расскажите в комментариях, благоустройство каких общественных пространств вас особенно впечатлило или, наоборот, разочаровало. А мы посмотрим, что планировали сделать и как были реализованы проекты.
Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото Маргариты Романовой
Анастасия Маркова, IRK.ru
Между скамейками из габионов обустроили клумбы, и тут же — урны. И если во всем мире сейчас урны ставят вдали от мест отдыха, чтобы ни их внешний вид, ни запах не мешали горожанам, то здесь их поставили в нескольких сантиметрах от скамеек. _______ Это да. А в городе где-нибудь установлены урны…