Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «Голоса города»

«Подросткам из детдомов особенно нужны близкие взрослые»

В проекте IRK.ru «Голоса города» выступила Гульнара Гарифулина. Директор благотворительного фонда «Дети Байкала» рассказала о проекте «Наставник». В эфире ведущие обсудили, как помочь сиротам в детских домах.

Цель проекта — индивидуальное сопровождение детей-сирот волонтерами-наставниками. Все началось в 2015 году с видеороликов. Мы заметили, что очень быстро находят семью малыши. Но подросткам, особенно мальчикам, и деткам, у которых есть братья и сестры, сложно найти приемных родителей. А им тоже нужны близкие взрослые, которые будут социализировать, адаптировать, помогать после выхода из детского дома. Так появился проект «Наставник», направленный на сопровождение ребятишек старше 12 лет из детских домов Иркутской области.

Сейчас в проекте участвуют три учреждения, все они находятся в Иркутске. Недавно мы подписали договор с Ангарском, есть планы сотрудничать и с другими.

Всего за время проекта участвовало 30 пар, действующих сейчас — 23. У детей появились близкие взрослые, которые интересуются только этим ребенком, проводят с ним время, приезжают только к нему. Это очень важно.

Какие требования к наставнику? Как им стать?

Стать наставником несложно. Заполняйте анкету на сайте наставник38.ру — она сразу приходит ко мне. После обработки заявки передаю психологу, который связывается с кандидатом по телефону.

Наставник должен быть старше 24 лет. Не важно, мужчина ты или женщина. Образование не имеет значения, как и профессия, любое семейное положение. Самое главное — желание общаться с ребенком, помогать. Ну и возможность: наставник лично встречается с подростком минимум раз в неделю (примерно по 1,5 часа. — Прим. ред.), можно и два раза, но на начальном этапе мы не рекомендуем чаще, иначе случится выгорание. Все должно быть в меру.

Когда наставник знаком с ребенком больше года, он оформляет «гостевую семью». Сейчас у нас один ребенок из проекта, ему 14 лет, он проводит выходные в семье наставника.

Поскольку проект серьезный — взаимоотношения с детьми из госучреждений, после обучения наставник оформляет пакет документов:

— справку о несудимости;
— медицинские справки;
— предоставляет паспорт гражданина РФ.

Не все становятся наставниками даже после обучения. И это правильно. По нашей статистике, примерно 20 % доходят до встречи с детьми. Кто-то понимает, что ему нужно не в наставники, а в школу приемных родителей — у них другая мотивация. Кто-то присоединяется к волонтерам. Кто-то берет паузу и возвращается позже. Кто-то совсем не приходит. Мы за то, чтобы это было обдуманное решение.

Как формируется пара?

Анкету заполняют и наставники, и дети (не все ребятишки участвуют в проекте, а по желанию). Дети описывают, какого наставника они хотят. Наставники тоже описывают: пол ребенка, возраст. Мы учитываем характер, темперамент. Пара формируется при участии психолога, кураторов от учреждения и фонда. Встречи происходят на территории детского дома.

Дети стараются понравиться, становятся лучше, делают это искренне. Лучше учатся, читают книги. Проявляются новые хорошие качества.

Светлана Павлова, главный редактор IRK.ru
Светлана Павлова, главный редактор IRK.ru

О переживаниях: а справлюсь ли я?

Любой нормальный человек, который решается на проект, переживает тревоги и страхи. Это ответственность за ребенка, который как минимум один раз пережил предательство. Хочу снять сомнения. Мы на всем этапе ведем наставника, обучаем, рассказываем о психологии сиротства, советуем, как общаться с детьми.

Психолог первые полгода после каждой встречи наставника с ребенком созванивается, спрашивает о сложностях и проблемах, помогает разрешить вопросы. Мы курируем. Для этого и создавался фонд. Не оставляем один на один. Присоединяйтесь! Мы поможем!

Многие боятся, что дети — подростки, что может усложнить ситуацию. Расскажу свою историю: когда я в первый раз приехала в детский дом, у меня были мысли, что это какие-то другие дети, что с ними будет сложно общаться. Но это не так. Это обыкновенные дети, которые любят веселиться, играть, которые открыты к общению.

Сотрудники учреждения тоже очень доброжелательно относятся, помогают. Переживания кандидатов не оправдываются.

Наставник на всю жизнь?

Людей беспокоит, что наставничество на всю жизнь. Хочу прояснить, наставник — друг, не родитель, это разные социальные роли. Мы проговариваем: проект долгосрочный, и наставник минимум ведет один учебный год. Дальше пара закрывается (к этому мы тоже готовим), но такого в нашей практике еще не было — после года отношения продолжаются.

Дмитрий Мальцев, ведущий радиостанции «Радио»
Дмитрий Мальцев, ведущий радиостанции «Радио»

Хочу помогать, но не готов к наставничеству

У нас есть и другие проекты – «Школа волонтеров», например. Можете присоединиться к нему. Ребята приезжают группами в детские дома, проводят мастер-классы, общаются, знакомятся с детьми.

Добрых людей с желанием помогать сиротам много. Не все готовы взять ребенка, но есть возможность оформить «гостевую семью» или забрать детей на каникулы, на выходные дни (проект «Подари ребенку каникулы»). Ребятишки счастливы и рады.

Нас часто спрашивают, а легко ли в таком формате жить ребенку? Каково им возвращаться в детский дом? Учитывая то, что проект тоже от 12 лет, подростки все прекрасно понимают.

Если семья привыкла к ребенку, полюбила его после проекта, такие примеры есть, то взрослые приходят в школу приемных родителей и оформляют опеку. С этого начинается другой проект «Подари ребенку семью»: оформляются документы, и ребенка забирают.

Светлана Павлова, IRK.ruАвтор фото — Зарина Весна

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля