Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Десять лучших фильмов 2010 года

Сразу хочу оговориться, что мне, к сожалению, не удалось увидеть все достойные внимания картины в 2010 году. Но и из просмотренного было, что выбрать. Так что итоговая десятка сформировалась без особого труда и даже с некоторым избытком. Хотя в ней и не хватает потенциально прекрасных третьей «Истории игрушек», «Призрака» Романа Полански и «Черного лебедя» Дарена Аронофски. Однако я не вправе рассуждать о том, чего не видел.

Возможно, не лучший фильм года, но самый значительный — это «Социальная сеть». Финчер наконец отошел от жанровых фокусов («Игра», «Бойцовский клуб») и высокомерного занудства («Загадочная история Бенджамина Баттона»), оседлав актуальную волну. И если его гениальный «Зодиак» из-за маргинальности темы так и остался недооценен, то «житие создателя соцсети Facebook» удостоилось заслуженного внимания. Снятый почти в арт-хаусной манере, полностью при естественном освещении, байопик Дэвида Цукерьерга своей мощью буквально гипнотизирует зрителей, создавая завершенный образ человека, про которого, казалось бы, мы знаем все, не зная ничего.

«Химера» Винченцо Натали — картина, которая лично для меня стала лучшей из показанных на большом экране в уходящем году. Снята она в 2009 году, однако в российские кинотеатры попала только в 2010. На волне ренессанса жанра science fiction достаточно заурядному в своей карьере режиссеру удалось совместить довольно банальную и консервативную идею с эпическим воплощением. О силе фильма сама за себя говорит реакция зрителей. Они негодуют, плюются от отвращения или замирают в восхищении. Но ни один не остался равнодушным.

Мартин Скорцезе в последнее время стал вести себя как Дэвид Линч. Абсолютно наплевав на чужое мнение, он снимает только то, что ему хочется. Поменяв свой постаревший фетиш — Роберта Де Ниро на Леонардо Ди Каприо — пожилой итальянец творит настоящее высокое искусство. «Остров проклятых» тому доказательтво. В этой имитации жанра «нуар», снятой по роману горячо любимого мною Дэнниса Лихэйна, потрясает не только актерская игра, безупречная картинка или аллюзии с ролями Лео в «Дороге перемен» и Нолановском «Начале». И даже не тот сюжетный кульбит за 10 минут до финала, который виден издалека невооруженным глазом. Безаппеляционно выносит мозг самая последняя сцена фильма, когда главный герой докуривает последнюю осознанную в своей жизни сигарету и произносит простую, но жутко важную фразу. Именно в этот момент ты понимаешь, что тебе показывали совсем не тот фильм, который ты смотрел.

К сожалению, восьмая работа дико интересного режиссера Уэса Андерсона «Бесподобный мистер Фокс» так и не попала на большой не только в Иркутске, но и вообще в России. Иначе звание «лучший фильм года» я бы безусловно отдал ей. Вы будете смеяться, но это даже не фильм, а кукольный мультик. Причем, не просто мультик, а сказка. Хотя и взрослая. Однако сила таланта, с которой Андерсон сотворил историю вороватого лиса, потрясает все органы чувств. Сила характеров, остроумные диалоги, изобретательные гэги, безупречный сюжет — все в этой работе говорит не только о мастерстве постановщика, но и буквально завораживает на уровне восприятия. При просмотре от экрана оторваться невозможно.

«Серьезный человек» — утонченная работа братьев Коэн, так и не добравшаяся до нашего города. Одновременно злая и сентиментальная трагикомедия по классической теме «семитских рефлексий», одновременно напоминающая Вуди Аллена и Ларса фон Триера. Фильм почти не заметили ни зрители, ни критики, однако он безпречен по форме и грандиозен по содержанию. И как я люблю, в финале режиссеры переворачивают дискурс с ног на макушку, и ты опять с восторгом понимаешь: «Черт! Я опять увидел вовсе не то, что мне показывали».

«Легенды ночных стражей» — лучший из анимационных 3D-проектов 2010 года. Одновременно простой и очень искренний, нисколько не подстраивающийся ни под какую публику трехмерный мультик. История из жизни сов элегантна, красива и кристально честна. А создавший ее режиссер Зак Снайдер («Хранители») опять демонстрирует, при неуемной склонности к визуальному перфекционизму, растущие прямо на глазах талант и мастерство. С любых точек зрения это безупречная работа.

Настало время сдвоенных номинаций. На условном седьмом месте находятся эталоны в своих жанрах и одновременно номинальные сиквелы «Железный человек — 2» Джона Фавро и «Уолл-стрит. Деньги не спят» Оливера Стоуна. Каждый прекрасен в своей весовой категории и культурной нише. И если первый пробирает до мурашек спецэффектами, актерскими образами и непоколебимостью сюжетной конструкции, второй восхищает ироничным цинизмом, виртуозностью исполнения на всех уровнях и абсолютно аутентичным саундтреком. Обоим режиссерам и картинам «Браво!».

Почти равны в своей очаровательной оригинальности коварные малобюджетные эксперименты, эксплуатирующие сюжет про вторжение инопланетян: «Скайлайн» и «Монстры». Один изо всех сил и довольно убедительно прикидывается многомиллионным блокбастером, повергая в шок и трепет творческой наглостью постановщиков и задорным идиотизмом финала. «Монстры» же косят под однофамильца «Монстро», а на деле оказываются трогательным road movie про двух одиноких людей разного пола. С завязкой «для мальчиков» и развязкой «для девочек». Идеальный фильм для первого свидания.

На предпоследнем месте жанровые удачи почти без изъянов. «Человек-волк» — чуть ли не покадровый римейк одноименного фильма 70-летней давности. Усердная достоверность постановки выглядит совершенно очаровательно, да и актеры подобраны безупречно. Ну а что до банальности темы и предсказуемости сюжета, так это лишь вопрос пресыщенности. Для вхождения в прекрасный мир фильмов ужасов это самый лучший вариант.

«Легион» — восхитительный апокалиптический боевик с крупнокалиберным оружием, демоническими существами, бронированными архангелами и массой прекрасных цитат из первых двух «Терминаторов».

«Воины света» — злая сатира на современное общество потребления, изобретательно замаскированная под «вампирский» боевик, где вампиры хозяева, а люди — изгои. Моментами фильм неописуемо прекрасен, остальное время стабильно хорош. Снято и сыграно мастерски, и что особенно радует — с толстым финальным намеком на продолжение.

В финале собрались гениальные «огрызки». Если в течение первых двух третей своего экранного времени совершенен боевик Бена Аффлека про бостонских бандитов «Город воров», то озорной экшн «Пипец» великолепен во всех сценах (это примерно чуть меньше часа) с участием смертоносной маленькой девочки в исполнении феерической Хлои Морец. Двухчасовой занудно-серьезный и одновременно смехотворный в задумке колосс Кристофера Нолана
«Начало» рассыпается на несколько прекрасных кусков, включая эпизод с тепловозом и те финальные 30 минут, в которых появляются Джозеф Гордон-Левитт и Том Харди. Про остальное даже говорить не хочется.

Vlad DeMeshkoff, IRK.ru

  • Aero 11 января 2011 в 10:53

    Ой, да… Прямо и не знаю, что бы хорошего сказать… Вкусы странные у автора. Из списка однозначно надо вычеркнуть, причем жирной линией: «Скайлайн», «Монстры», «Человек-волк», «Легион», «Железный человек». Тоже вычеркнуть, но линией потоньше: «Химера», «Уолл-стрит». Безоговорочно оставить…

    Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля