Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Передел в Ботаническом саду

В последнее время действия руководства старейшего вуза Восточной Сибири — Иркутского госуниверситета — вызывают все больше вопросов. Администрация во главе с Александром Аргучинцевым, похоже, всеми силами старается настроить общественность против себя.

Апофеозом этой деятельности стало скандальное решение о включении Ботанического сада ИГУ в структуру биолого-почвенного факультета и решение о сокращении его бессменного директора Виктора Кузеванова. Какие обстоятельства могли привести к подобному решению — в материале ИА «Иркутск онлайн».

Недетский наезд ВСЖД

Чтобы понять подоплеку и мотивы недавнего решения о реорганизации Ботанического сада, необходимо проследить цепочку событий, прямо или косвенно повлиявших на текущую ситуацию. Важной вехой этой истории стало активное противодействие Виктора Кузеванова сомнительной стройке, развернувшейся на прилегающей к Ботаническому саду территории бывшего пионерлагеря железнодорожников.

Об этой непростой ситуации мы уже неоднократно писали. Формально, как утверждали инициаторы строительства, руководство Восточно-Сибирской железной дороги, здесь возводится современный детский оздоровительный центр. По планам железнодорожников, появится новейший комплекс, оснащенный по последнему слову техники и способный одновременно принимать в своих стенах сотни ребятишек.

Виктор Кузеванов же неоднократно отмечал, что сам участок ВСЖД получили при крайне сомнительных обстоятельствах, в которых никто не хочет разбираться. Более того, журналисты и общественники видят, что на участке явно возводятся коттеджи, а в ходе стройки вырубались реликтовые вековые сосны, относящиеся к особо охраняемой территории заповедной Кайской рощи.

Серьезный земельный конфликт, разгоревшийся осенью 2014 года между ВСЖД и руководством Ботсада, практически сразу приобрел странный оборот. В частности, это выразилось в позиции проректора ИГУ Виктор Каратуева, фактически вставшего на сторону железнодорожников. В самый разгар спора, когда строители от ВСЖД предельно нагло посягали на территорию ботсада (которая, к слову, является федеральной собственностью в пользовании ИГУ), он заявил, что считает конфликт с железнодорожниками исчерпанным.

Фото Ильи Татарникова
Фото Ильи Татарникова

— ИГУ сегодня не имеет никаких претензий к железнодорожникам, — сказал тогда Виктор Григорьевич. — У них есть полный пакет документов, удостоверяющий право собственности на участок земли. И они, действительно, получили от меня согласования на проведение работ. Что касается директора Ботанического сада Кузеванова, этого человека никто не уполномочивал действовать от имени университета, распоряжений ему никто таких не давал. Он действует как частное лицо, у нас не казарма, никто не запрещает. Университет же сегодня решает гораздо более насущные вопросы, нежели конфликт с ВСЖД.

Что примечательно, Каратуев является основателем известной технологической компании «Сиброн», о чем сам Виктор Григорьевич не скрывает в своей биографии, размещенной на сайте вуза. Возможно, это совпадение, но данная фирма имеет долгосрочные контакты с рядом крупных предприятий региона, в том числе… с ВСЖД.

Чуть позже, в ноябре, Виктор Кузеванов пишет письмо на имя ректора Александра Аргучинцева, где в частности, пишет следующее: «меня интересует два простых вопроса: 1. Являюсь ли я теперь частным лицом в отношении защиты репутации ресурсов Ботанического сада ИГУ и вообще ИГУ; 2. Доверяет ли мне ректор ИГУ? Действительно, хотелось бы получить недвусмысленный ответ на мучащую меня тему: стоит ли в этих условиях и обстоятельствах продолжать работать в университете, не дожидаясь каких-нибудь формальных поводов (придирок), по которым меня можно будет уволить на „законных“ основаниях?».

Ответа на это обращение не последовало. Но уже в январе этого года, несмотря на настоятельные просьбы Виктора Яковлевича, проректор Каратуев по решению Аргучинцева назначается куратором Ботанического сада. И действительно, ожидаемые Кузевановым «формальные придирки» не заставили себя ждать.

Виктор Кузеванов. Фото из личного архива
Виктор Кузеванов. Фото из личного архива

Уже в марте разгорелся скандал вокруг ликвидации детского контактного зоопарка на территории Ботанического сада. Многие опасались за судьбу необычного социального проекта, который уже успел полюбиться маленьким иркутянам и их родителям. Под это дело организатор зоопарка Иван Сизых получил социальный грант при поддержке Института социальных наук ИГУ, за счет которого построена вся необходимая инфраструктура, завезены и размещены животные. Ни копейки средств университетского бюджета на это не затратили.

В первые месяцы работы контактный зоопарк ни коим образом не мешал руководству ИГУ. Более того, его существование на территории ботсада даже пользовалось поддержкой ректората. Поэтому многих неприятно удивило внезапное заявление руководства университета о том, что зоопарк находится на вузовских землях незаконно.

— 11 февраля на мое имя поступил приказ, подготовленный юристами ИГУ, за подписью ректора. Требовали убрать с территории строения, которые не являются собственностью ИГУ. Срок дали до 28 февраля, — рассказывал тогда ИА «Иркутск онлайн» Виктор Кузеванов.

Что примечательно, в этом вопросе вузовское начальство напирало на необходимость соблюдать нормы закона и требовало от руководства ботсада устранить юридические нарушения. Правда, статья, на которую ссылались юристы ИГУ, утратила силу с 1 марта этого года. То есть, по факту, никакого нарушения закона по нахождению контактного зоопарка на территории Ботанического сада не было.

Несмотря на свою шаткую аргументацию, ректорат добился желаемого: строения и инфраструктуру контактного зоопарка Иван Сизых безвозмездно передал в собственность университета. А Виктору Кузеванову, отказавшемуся во время своего отпуска исполнить требование начальства, руководство вуза грозило выговором за срыв исполнения приказа о ликвидации зоопарка и других объектов.

Несознательное одобрение

24 апреля, вечер. Очередное заседание ученого совета Иркутского госуниверситета. Вымотанные члены совета, собравшиеся в зале, переводят дух по завершении бурного обсуждения последнего вопроса повестки, затянувшегося на добрый час времени. В этот момент ректор Александр Аргучинцев застает коллег врасплох и выносит на обсуждение внеплановый вопрос, который в повестке никак не фигурировал.

Фото Ильи Татарникова
Фото Ильи Татарникова

Этот вопрос, как сообщил глава вуза, якобы абсолютно технический и формальный. Речь зашла о передаче Ботанического сада в ведение биолого-почвенного факультета. Аргучинцев говорил много правильных слов: об оптимизации структуры, несущей пользу научному и учебному потенциалу университета. Утверждал, что все необходимые согласования по этому вопросу получены и заверены.

В подтверждении слов ректора выступил декан факультета Аркадий Матвеев. Как выяснилось, иного выбора у него не было: накануне заседания ученого совета ему прозрачно намекнули — если не выступишь с поддержкой, ботсад уйдет в ведение Педагогического института ИГУ. После короткой, эмоциональной и малоинформативной презентации своей инициативы Аргучинцев спросил: кто «за»? Члены совета, измотанные многочасовым заседанием, машинально подняли руки в знак поддержки.

30 апреля одобренное ученым советом решение наскоро закрепляется соответствующим приказом ректора о включении сада в структуру биолого-почвенного факультета ИГУ. Вкратце этот документ устанавливает следующее: Ботанический сад вливается в структуру биолого-почвенного факультета вуза с 1 июля этого года и подчиняется непосредственно декану факультета (сможет ли он полноценно управлять одновременно и садом, и учебным подразделением — большой вопрос). Под сокращение попадают Кузеванов и три его заместителя, остальные десять сотрудников переходят в штат факультета. В то же время в ботсаду вводится некая новая странная должность — старший биолог.

О поспешности и непродуманности решения о реорганизации ботсада говорит и такой пункт приказа: «Декану биолого-почвенного факультета ИГУ до 1 июля подготовить в установленном порядке положение о ботаническом саде биолого-почвенного факультета ИГУ и должностные инструкции на его работников».

Получается так: решение провернули, ботсад обезглавили, а что делать с оставшимися сотрудниками — не придумали. Более того, переложили думу об этом на плечи самого декана.

При этом понятно, что сокращением должностей директора сада и его замов дело не может не ограничиться. По результатам того же апрельского заседания ученого совета, в рамках оптимизации штатного расписания вуза декану биолого-почвенного факультета Матвееву придется сокращать шесть сотрудников подразделения. С учетом того, что в ведение факультета передается ботсад с десятью оставшимися там работниками, в непростой ситуации Матвеев может пойти на увольнение еще нескольких его сотрудников.

Фото Ильи Татарникова
Фото Ильи Татарникова

Подписи под приказом поставили сам Александр Аргучинцев, проректор по экономике Александр Гаврилюк и начальник юридической службы вуза Анатолий Копылов. Чуть позже Александр Аргучинцев пояснил, что данное решение продиктовано объективными обстоятельствами и связано с необходимостью оптимизации структуры вуза. Виктора Кузеванова же ректор обвинил в чрезмерной коммерциализации сада (хотя многие годы это подразделение буквально заставляли самостоятельно зарабатывать для самообеспечения) и попенял на неэффективный менеджмент в данном подразделении вуза.

При этом известно, что, несмотря на целых четыре ставки руководства сада, граница между административными и рядовыми сотрудниками весьма условна — «начальники» наравне со всеми участвуют в благоустройстве сада. В последние годы штат Ботанического сада сократился с 32 до 14 работников. Для хозяйства общей площадью 27 гектаров это сокращение более чем ощутимо.

С такой оценкой деятельности команды Кузеванова не согласен Федор Карлович Шмидт, руководивший Иркутским госуниверситетом в тяжелые 90-е годы. Именно он в далеком 1992 году назначил Виктора Яковлевича директором Ботанического сада, и по прошествии двух десятков лет совершенно не жалеет об этом решении.

— В начале 90-х годов Ботанический сад находился в ужасающем, плачевном состоянии, — вспоминает Федор Карлович. — Работники растили на территории какую-то рассаду, а больше фактически ничего не было. Но финансирование тогда упало, прежние директора сада не справлялись и менялись, что называется, каждую неделю. Мое назначение Виктора Яковлевича как раз и было вызвано с тем, что предыдущий директор никаких движений не предпринимает. Не помню, кто именно, но мне тогда порекомендовали назначить Виктора Кузеванова. И теперь считаю, что принял верное решение. Я сам давно не появлялся в Ботаническом саду, но люди которые там бывали, говорят, что буквально «день и ночь» — что там было 20 лет назад и как есть сейчас.

В то же время, уже постфактум, понимание обстоятельств реорганизации Ботанического сада у многих членов совета вызывает недоумение. Взять хотя бы тот факт, что в день принятия решения о реорганизации Кузеванов хоронил родного отца, скончавшегося накануне. Ни до, ни после с Виктором Яковлевичем ни Аргучинцев, ни Каратуев, вопреки их заявлениям на ученом совете, вопрос реорганизации ботсада не согласовывали и не обсуждали.

Из-за отсутствия Кузеванова по трагическому поводу была нейтрализована даже малейшая возможность критики, что сыграло на руку Аргучинцеву и Каратуеву при проталкивании через ученый совет инициативы по реорганизации ботсада. Это, без преувеличения, беспринципная манера ректората ИГУ решать важные вопросы жизнедеятельности вуза вызывает серьезные вопросы.

— Мне еще уведомление не вручили на руки, так как я до среды нахожусь на больничном, — отметил Виктор Кузеванов. — А когда все же получу уведомление и если под ним подпишусь, то в этом случае они имеют право меня уволить только через два месяца. А два месяца я должен работать. Но видите какая ситуация: разве я могу бросить свое детище, которым я занимался более 20 лет? Я должен найти способ, как его спасти. Тем более, что везде, в том числе от сотрудников университета, я чувствую поддержку.

Нашего ума дело

Ректор Аргучинцев в своем личном блоге на сайте вуза прямо заявил, что решение о реорганизации Ботанического сада — «внутриуниверситетские разборки», не касающееся простых иркутян и представителей городской общественности. Это утверждение в очередной раз демонстрирует лукавость позиции руководства вуза и, тем самым, совершенно не красит самого главу уважаемого высшего учебного заведения.

Александр Аргучинцев. Фото с сайта www.isu.ru
Александр Аргучинцев. Фото с сайта www.isu.ru

Поэтому не удивительно, что за команду Виктора Яковлевича справедливо вступились самые разные общественные деятели, связанные с ними многолетними личными и профессиональными отношениями. Безоговорочную поддержку заслуг и богатейшего практического опыта руководства ботсада выразили многочисленные коллеги и соратники не только из Иркутска, но и других регионов страны, и даже зарубежья.

— Ни один вузовский ботанический сад в России не является структурой факультета, за исключением МГУ, — отмечает директор Ботанического сада Пермского государственного национального исследовательского университета, кандидат биологических наук Сергей Шумихин. — Ботанический сад Иркутского университета является гордостью России, гордостью Сибири и Иркутска. Виктор Яковлевич Кузеванов — сильный руководитель, обладающий высоким уровнем компетенции, отлично зарекомендовавший себя в научной и общественной деятельности.

Научный руководитель ИНЦ СО РАН, академик, член ученого совета ИГУ Игорь Бычков подчеркивает, что основной вопрос, который возник сейчас по вопросу Ботанического сада, — насколько корректна оценка ситуации в этом подразделении госуниверситета. Да и в целом — каким видится дальнейшее развитие сада? И насколько решение, выработанное ученым советом или ректоратом вуза, позволят достичь этой некоей новой цели?

Игорь Бычков также отметил, что реструктуризация — это заключительный этап организационных преобразований, целью которых обычно декларируется улучшение ситуации в целом (по выбранным критериям) и повышение эффективности функционирования учреждения. Изменение — это инструмент, а не самоцель.

С учетом общественной значимости Ботанического сада, вопрос, в рамках какой концепции должен развиваться Ботанический сад — или как научно-образовательный общегородской ресурс, рекреационное, культурное и общественное пространство Иркутска или как сугубо учебный полигон ИГУ — выходит за рамки сугубо внутривузовского вопроса.

— Есть моменты, которые нам нужно оценивать с точки зрения общественного резонанса, — поясняет академик. — Заслуга Виктора Яковлевича, его команды и всех тех, кто с ним сотрудничал, в том, что Ботанический сад приобрел, по крайней мере, общегородской статус. Сад воспринимается не только как подразделение университета, а как социально-значимая структура, работающая в общественном пространстве Иркутска. Но с учетом того, что на сегодняшний день вопросы дальнейшего развития надо рассматривать более открыто. Исходя из той значимости, которую имеет Ботанический сад, — все-таки необходимо обсуждение перспектив развития сада с учеными, общественностью, а также органами госвласти и местного самоуправления. К примеру, когда я в последний раз встречался с Дмитрием Викторовичем (Бердниковым — Прим. ИА «Иркутск онлайн»), тема развития парковых зон в Иркутске, создание и благоустройства зон отдыха горожан, городских лесов, включая Кайскую рощу, зеленый массив в Академгородке, остров Юность и другие, в том числе и Ботанический сад ИГУ была одной из основных среди тех, которые мы обсуждали. Мэр очень хорошо чувствует эту ситуацию и видит, что в этом направлении необходимо работать совместно во благо развития Иркутска, во благо наших иркутян.

Фото Ильи Татарникова
Фото Ильи Татарникова

На очевидную поспешность решения ректората и ученого совета ИГУ по реорганизации Ботанического сада указывает также Юрий Курин, председатель Фонда имени Юрия Абрамовича Ножикова. Он отметил: общественность должна вмешаться в происходящее.

— Мне представляется, что городская власть в лице мэра и думы, а также общественная палата Иркутска, природоохранные и просветительские организации имеют право и просто обязаны еще раз обратиться к рассмотрению решения ученого совета университета, — подчеркивает Юрий Курин. — Мне нынешнее решение представляется несправедливым и нерациональным и по меньшей мере поспешным. А кроме того, данное решение напрямую касается каждого жителя города Иркутска. Могут быть разные формы собственности, финансирования и управления этого сада. Но нельзя, чтобы подобное решение принимали только члены ученого совета университета. Нужно выслушать различных специалистов — и ученых, и общественников, и депутатов, и представителей мэрии.

Всестороннюю помощь и поддержку Виктору Яковлевичу Кузеванову готовы оказать и представители Общественной палаты города Иркутска. Член палаты Галина Константиниди отметила, что Ботанический сад — это общегородское достояние, точка притяжения для людей культурных и думающих. И его обязательно нужно спасти.

— Ботанический сад в жизнедеятельности города играет очень большую роль, — подчеркивает Галина Константиниди. — Подрастающему поколению он прививает бережное отношение к растениям и животным, дает знания о природе. Соприкоснуться с этим миром — это праздник. Я сама очень люблю бывать в Ботаническом саду. Тот же сад камней, созданный там, дает возможность изучат культуру других стран. Ботанический сад сегодня вышел за рамки только учебного подразделения. Он уже взял на себя общегородские социальные функции. В городе и так мало организованных и ухоженных зеленых пространств. Ботанический сад — это наше общегородское достояние. Города, имеющие развитые ботанические сады, поддерживают статус интеллигентных, культурных городов. А креативные и инициативные люди стремятся к таким пространствам.

В общем, чтобы там ни придумали в ректорате ИГУ, но многие горожане уверены, что судьба Ботанического сада и поддержка неоценимого личного вклада в общественно-культурную жизнь Иркутска Виктора Кузеванова и его коллег Светланы Сизых, Елены Губий, Сергея Солдатова, Татьяны Якушевой — это нашего ума дело. Когда исподтишка убирают с должности опытных специалистов-практиков, имеющих силы реализовывать и дальше свой мощный потенциал на благо города и вуза — такое невозможно воспринимать спокойно. А значит, за справедливость в этом вопросе можно и нужно бороться.

Андрей Щепин, ИА «Иркутск онлайн»

  • AlexIM 4 июня 2015 в 14:58

    И передел и форменный беспредел! Одним словом отобрали Ботанический сад у города( Неэффективный менеджмент и управление тому причина.. Теперь все вокруг стали такими деловыми, что для них это так важно, мда.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля