Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх
 Спецпроект «Любимое дело»

Герои детских книжек

Популярность детской книжки напрямую зависит от наличия в ней иллюстраций. Какими бы интересными ни были сюжет и герои, если в книге нет ни одной картинки, ребенок вряд ли её осилит. О том, как важно особое настроение, когда рисуешь для детей, рассказала художник Ася Белова.

— Ася, с чего начиналось ваше увлечение иллюстрацией? Как вы стали художником?
— Я была домашним ребенком, в детский сад не ходила, рано научилась читать. Читала все, что было дома: детские книжки, журналы «Мурзилка» и «Веселые картинки». Мама — учитель английского и французского языков, рано приходила с работы и тоже читала мне. Помню, любила её слушать, в голове сразу возникали яркие образы сказочных героев.

В 10 лет пошла учиться рисованию в художественную школу в родном Ангарске. После неё окончила художественное училище в Иркутске. Во время учебы там подробно на иллюстрации мы не останавливались. После училища я поступила в Иркутский педуниверситет. Училась у талантливого художника, графика Александра Сергеевича Шипицына.

— Именно он открыл для вас иллюстрацию как жанр графического искусства?
— Да, это было на втором или третьем курсе университета. И я сразу вдохновилась! Нарисовала по сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» несколько иллюстраций, Александр Сергеевич, конечно, обрадовался и похвалил. Это с детства одно из моих любимых произведений, впервые прочитала его в 12 лет. В сказке Кэрролла настолько интересный сюжет, такие разные персонажи — здорово! После выпуска из университета мне захотелось попробовать не только черно-белую, но и цветную графику. Теперь в ней и работаю. Хотя с художественной точки зрения черно-белые работы ценятся выше.

Безумное чаепитие у Шляпника. Иллюстрация к «Алисе в стране чудес»
Иллюстрация к «Алисе в стране чудес»
Безумное чаепитие у Шляпника. Иллюстрация к «Алисе в стране чудес» Иллюстрация к «Алисе в стране чудес»

— Что вам нравилось рисовать в детстве?
— С детства я — анималист, люблю животных, рисую их, и до сих пор ничего не изменилось. Когда была ребенком, мне нравились открытки художника Владимира Четверикова. Он рисовал замечательных собачек, птичек и других животных. В художественной школе нам часто давали задание изобразить своих домашних питомцев — собаку, кошку — с натуры.

— Вы сказали, что в детстве много читали, каких еще писателей, кроме Кэрролла, любите?
— Мне нравятся авторы европейских сказок, например, Ганс Христиан Андерсен. Все его произведения очень интересные. С удовольствием бы проиллюстрировала книги Туве Янссон о муми-троллях, но она и сама прекрасный художник. Люблю писательницу Сельму Лагерлёф и её сказочную книгу о приключениях Нильса с дикими гусями. В моем детстве, а я родилась в 1971 году, не было такого многообразия книг, как сейчас, и помню, что мама достала где-то книги немецкого писателя Отфрида Пройслера. До сих пор нравятся его сказки про маленьких Бабу-Ягу и Водяного. В его книгах были хорошие иллюстрации, их не хотелось переделать, а иной раз бывают неудачные, тогда в голове сразу рождаются свои.

Картину «Моё солнышко» Ася нарисовала для дочери
Картину «Моё солнышко» Ася нарисовала для дочери

— Сейчас обращаете внимание на иллюстрации в детских книгах?
— Да, бывает. И мне сразу хочется изменить некоторые, перерисовать их по-своему. Ведь когда иллюстрации хорошие, создаются совсем иные отношения с книжными героями, они предстают перед читателями совсем по-другому.

— Расскажите о самом процессе, как делается иллюстрация?
— Сначала я создаю персонажей. Продумываю их одежду, выражения лиц, мордашек, делаю наброски. Затем начинаю собирать героев по главам и конкретным темам. Художник часто выбирает самые яркие главы и по ним рисует. Например, в Алисе первой у меня родилась иллюстрация к сцене безумного чаепития.

— У вас есть серия работ с котами, и все они чем-то похожи на людей. Какие ваши коты по характеру?
— Я очень люблю кошек. В своих работах изображаю их добрыми, ласковыми и веселыми. Они для меня — животные, приносящие человеку спокойствие и умиротворение. У меня есть кот-художник, который рисует рыбу — это мой автопортрет. Кто-то из друзей и знакомых подметил, что этот кот похож на меня, с тех пор считаю так.

Этого кота Ася считает своим автопортретом
Этого кота Ася считает своим автопортретом

— Как появился еще один ваш персонаж — коровка Жужа?
— Со мной связалась писательница, кажется, из Красноярска и попросила сделать иллюстрации для её книг. Так и появилась серия иллюстраций про Жужу. По книге её друзья — солнечные зайчики, их я сразу придумала. Теперь зайчики у меня любимые персонажи. У меня в квартире висит большая картина, нарисованная маслом, где они сидят в травке. Дома есть и другие работы: кухню украшают иллюстрации «Жужа отдыхает» и «Жужа готовит», спальню — спящий кот, один из моих любимых.

Коровка Жужа
И её друзья — солнечные зайчики
Коровка Жужа И её друзья — солнечные зайчики

— Что для вас служит источником вдохновения?
— В первую очередь природа. К сожалению, сейчас не могу заводить животных дома, потому что у дочери аллергия. Смотрю на них на улице, кормушки на балконе развесила, ко мне прилетают разные птички. Неслучайно я в последнее время сильно ими увлеклась. А вообще люблю всех домашних животных, кошек, собак, когда жила с родителями, у нас постоянно были разные питомцы.

«Сон в летнюю ночь» — эта картина висит в спальне Аси
«Снег идет»
«Лунная соната»
«Сон в летнюю ночь» — эта картина висит в спальне Аси «Снег идет» «Лунная соната»

— У вас ведь есть собственная коллекция птиц, расскажите, как она создавалась?
— Началось все с того, что на сайтах художников я увидела новую для себя технику — сухое валяние. Захотелось попробовать сделать персонажей, которые уже нарисованы, но только в объеме. И меня до того это затянуло, что теперь рисую редко, только валяю. Первым делом сваляла из шерсти лягушонка из Алисы, затем синюю гусеницу, слуг Белого Кролика — морских свинок, ящерку Билля. Как и с иллюстрацией, для меня все началось со сказки Кэрролла, но потом переключилась на птичек.

Года два назад сделала первую синичку, сейчас даже посчитать сложно, сколько всего у меня получилось птиц. Это целая стая, но почти все они разлетелись. И в Москву улетели, и даже в США. Один американец увидел работы в интернете и купил двух птиц — чечетку и синицу лазоревку, сказал, что у них таких птиц нет. Чтобы хорошо свалять, нужно время и терпение, зато потом работы оживают: благодаря каркасу из проволоки, у птичек сгибаются хвостик и лапки, поворачивается голова.

Удод
Дятел
Варакушка
Удод Дятел Варакушка

— Но вернемся к иллюстрации, на ваш взгляд, для детей рисовать сложнее, чем для взрослых?
— Знаете, в душе я как будто ребенок до сих пор. Мне 18-летняя дочь Маша часто говорит об этом. Правда, я воспринимаю жизнь, как ребенок, поэтому мне легче рисовать для детей. Такое восприятие мира дарит мне ощущение радости. Уже 26-й год преподаю в школе искусств, работаю с детьми, и мне нравится общение с ними, оно приносит счастье. Даже не представляю, как изображать взрослых людей, передавать их страх, горе, мне это не интересно.

— Как считаете, рисовать надо в хорошем настроении или это не важно?
— Лучше в хорошем. Если у меня плохое настроение, хотя это бывает редко, я не беру в руки карандаши. Не люблю художников, которые выплескивают в свои работы негатив, злобу. Такие картины будут разрушать зрителя. Я убеждена, что работы должны создаваться в благостном настроении, чтобы они излучали добро, спокойствие и любовь. Стараюсь в своих иллюстрациях выражать добрые эмоции.

Беседовала Алина Вовчек, ИА «Иркутск онлайн»

  • elenaM 2 марта 2016 в 14:13 +1

    покупая книги в домашнюю детскую библиотеку, заметила часто-очень часто иллюстрации не просто все портят, они ужасают! уж если какую нечисть рисуют, ну так расстараются - кадры из фильма ужасов не иначе, а ведь книги то детские, дети должны видеть прекрасное своим неиспорченным взглядом….

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля