Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Эмблема-проблема: что не так с логотипом к 80-летию Иркутской области

В феврале правительство Иркутской области представило официальную символику к 80-летнему юбилею региона. Эмблема стала предметом обсуждения и даже бурного негодования в соцсетях. В чем причины недовольства, какие нарекания вызвал логотип у экспертов и долгожданный официальный ответ правительства — в материале ИА «Иркутск онлайн».

Вариант «Г»

Критические отзывы начали появляться с первого дня публикации на сайте правительства новости о выборе юбилейной эмблемы. «Как будто значок из 1970-х годов…», «На советский вымпел похоже», «Про дизайнеров для красного словца написали», — делится «Телеинформ» подборкой критики из социальных сетей.

В архиве сайта правительства можно легко отыскать ту самую новость, вызвавшую лавину критики. В ней сообщалось, что над макетом работали художники-дизайнеры, которые предложили несколько типов символики. Некие геральдисты рекомендовали использовать герб Иркутской области с размещенной внутри тематической информацией. Выбор монохромного исполнения объяснили удобством при печати и нанесении логотипа на сувенирную продукцию.

Надо заметить, что ни одного открытого источника, где были бы опубликованы все варианты, не нашлось. Исключение — фотография (опять же, на сайте правительства), на которой можно разглядеть несколько версий одного и того же логотипа под литерами «А», «Б», «В» и «Г». Принятый вариант оказался наиболее близким к последнему из них.

Тем не менее находящаяся в открытом доступе информация не может ответить на вполне конкретные вопросы критиков логотипа: сколько стоила бюджету его разработка и кто были эти дизайнеры? Первый звонок в правительство по этому вопросу был сделан еще в середине февраля, но на другом конце провода, сославшись на большой объём информации, отвечать отказались и посоветовали писать запрос.

Долгожданный ответ

Для получения отклика от областного правительства пришлось запастись терпением. Пока информация, столь волновавшая общественность, проходила бюрократические согласования, наступила весна. Правда, несмотря на ожидание, содержательностью ответ правительства похвастать не может. Например, вопрос о стоимости эскиза, несмотря на конкретный пункт в нашем запросе, так и остался без ответа, правительство ограничилось общей информацией.

Итак, летом 2016 года был утвержден состав оргкомитета по подготовке к празднованию юбилея области. В него вошли министры, депутаты, чиновники разных муниципальных образований и общественники. Возглавляют оргкомитет губернатор Сергей Левченко, зампреды правительства Дмитрий Чернышов и Валентина Вобликова. Полный список занимает четыре пятых всего ответа, но извлечь из этого можно один факт — специалистам по дизайну в рядах оргкомитета места не нашлось.

Автор фото — Валерия Алтарёва
Автор фото — Валерия Алтарёва

Разработка символики началась зимой. Свои эскизы представили всего три группы дизайнеров, которые подготовили около 10 вариантов логотипа. Их и вынесли на рассмотрение оргкомитета. В ответе правительства отмечается, что все министры и депутаты работали в этой организационной структуре на безвозмездной основе.

Заседание, где оргкомитет рассмотрел все варианты, состоялось 16 декабря 2016 года. Тогда согласовали эскиз от одной из иркутских типографий. При этом работу авторам до сих пор не оплатили. Правительство планирует это сделать только после того, как на основе логотипа разработают макеты сувенирной продукции. Сумма, напомним, не называется.

К торжествам «для галочки»

Что же возмутило общественность и экспертов? Подробно разобрать допущенные ошибки нам помогли эксперты в сфере дизайна.

Денис Коробов, дизайнер:
— В идеале знак графическим решением сообщает настроение, идеи, род занятий и ценности компании. Это символ, который даже не должен быть красивым, но осмысленным — обязан. Если отдать создание логотипа в руки непрофессионала, можно получить нежелательные ассоциации у наблюдателя. О желательных грамотный дизайнер позаботился бы, даже если клиент не мыслит так глубоко.

Признак слабого логотипа — решение «в лоб». 80 лет Иркутской области? Возьмем герб и напишем «80 лет» и «Иркутская область».

Нет никакого указания на масштабы этого события, его значимость и характер. Почти век жизни объединения из миллионов людей — это важно или нет? По этой работе не скажешь.

Имеются неоправданные графические решения — у «80 лет», «2017» и герба есть обводка, у «Иркутской области» нет, все надписи разного размера. Эти манипуляции служат одной цели — показать, что дизайнер работал, что-то рисовал. Каждый шрифт имеет характер и сделан для своей цели — здесь он также не сообщает нам ничего.

Слабая композиция: «Иркутская область» выровнена по правому краю, что считается противоестественным для чтения текста. Элементы логотипа расположены без внимания к расстояниям между ними, им «тесно». При этом бабр нарисован плохо, местами просто кривой и неприятный. Даже если он абсолютно такой как на гербе — это не значит, что можно так и оставить.

Изображение Дениса Коробова
Изображение Дениса Коробова

Кроме всего прочего, логотип будет использоваться на сувенирной продукции. Практически только его нам и предложат купить, нанеся на те же кружки, магниты и прочее. Как по мне, такой знак не может стать памятным и ценным сувениром. В знаке нет ничего, что отличает его от миллиардов поделок «дизайнеров» из типографий. Каждый день мы видим то же самое на баннерах, объявлениях, билбордах. Любой его элемент можно спокойно убрать или заменить, и он от этого не станет лучше или хуже.

Формальный и поверхностный подход привел к тому, что логотип формулирует сообщение: это не дорогой сердцу праздник людей, любящих место, в котором они родились и живут, а непонятно зачем затеянная серия мероприятий с формальными речами, пластиковыми стаканчиками, скукой и унынием. Надуманные торжества «для галочки».

Елена Палютина, бренд-консультант, продюсер проектов по брендингу и айдентике:
— Могу сказать лишь об одном: мы, увы, в очередной раз видим со стороны руководителей недооценку роли визуального языка. Это не их вина, это их беда. Нас мало этому учат в школе. Понятие визуальной грамотности всё еще не проявляется, в отличие от компьютерной и тем более обычной. Проблема не признается, но она есть.

21 век — век дизайна. Это верно хотя бы потому, что сегодня на нас ежедневно обрушивается огромное количество информации. Это невозможно понять через слово. Картинка — это знак вместо тысячи слов. Ты видишь её и считываешь очень многое. Нюанс в том, что стиль визуального выражения, как и мода — в одежде, в интерьерах, в архитектуре, меняется. И то, что было актуально какое-то время назад, выходит в тираж.

Невозможно просто взять и без адаптации и современного прочтения перенести что-то из прошлого в будущее. Как и во всем, в этом кто-то разбирается лучше, кто-то хуже, и есть профессионалы, которые посвятили этому свою жизнь.

Откровенно говоря, я не очень пока понимаю, как можно решить эту проблему. В любых органах власти есть ответственные подразделения. Думаю, очень многое зависит от людей, которые их возглавляют, от их профессионализма и общего уровня культуры.

Может, в каких-то особых случаях стоит создавать проектные команды, которые бы отвечали за решение таких задач, как это сделали с логотипом голландского города Эйндховена, где под руководством компетентного специалиста работали три дизайн-студии. Они проанализировали смыслы, которые должны быть заложены в логотипе, визуализировали их, а потом отобрали знак, наилучшим образом отражавший смысл.

Изображение предоставила Елена Палютина
Изображение предоставила Елена Палютина

Думаю, надо отдавать эту задачу тому, кто в ней разбирается. А потом выносить на обсуждение в сообществе, получать обратную связь и адекватно реагировать.

Что касается нашей страны — в СССР эта система была отлично отлажена. Но она сломалась и до сих пор остается невыстроенной. Хотя, безусловно, положительная динамика в процессе есть, мы из года в год видим больше интересных, ярких, современных решений. Думаю, властям и профессиональному сообществу надо больше сотрудничать. Я вижу, что у нас в Иркутске такая практика распространяется всё шире — очень многие задачи решаются через сотрудничество и обсуждение.

Иркутская логохроника

Обращаясь к истории событийного брендинга в Иркутской области, можно заключить: неудача логотипа региона — скорее исключение, чем правило. Прежние юбилеи на городском и региональном уровнях получали куда более разнообразную символику.

Новый логотип имеет идею, схожую с геральдической символикой к 350-летию Иркутска в уже далеком 2011 году. То был герб города со стилизованной цифрой «350», но без лишних слов и в цветном исполнении. При этом следует помнить, что параллельно существовала и другая эмблема с цифрой «350», без включения официальной символики, успешно растиражированная на билбордах и сувенирах. При этом цветное исполнение ни этому логотипу, ни последующим не мешало.

Изображение мэрии Иркутска
Изображение мэрии Иркутска

Изображение мэрии Иркутска

Изображение мэрии Иркутска

На следующий год юбилейную эстафету перехватила Иркутская область, праздновавшая 75-ю годовщину выделения из состава Восточно-Сибирской области РСФСР. В разных источниках сосуществовали несколько вариантов праздничной символики, но официальной считается та, которую в мае 2012 года утвердил губернатор Дмитрий Мезенцев.

Изображение www.fedpress.ru
Изображение www.fedpress.ru

В следующий раз крупный юбилей настиг Иркутск в 2016 году. О символике к 355-летию областного центра позаботились заранее. Открытый конкурс на лучший логотип начался еще в 2015 году, став самым продолжительным и представительным по составу участников в истории событийного брендинга региона.

Желающие представили в общей сложности больше полутора сотен вариантов в нескольких номинациях. На основе результатов народного голосования профессиональное жюри отобрало окончательный вариант — им стал эскиз, набравший наибольшее число голосов в тематике «Архитектура Иркутска». Интересно, что абсолютный лидер народного голосования получил разгромную рецензию от дизайнеров студии Артемия Лебедева.

Изображение МАУ «Праздник»
Изображение МАУ «Праздник»

Изображение МАУ «Праздник»

Изображение МАУ «Праздник»

Друзья по несчастью

В 2017 году 80-летний юбилей пройдет сразу в нескольких российских регионах. Стоит ли удивляться, что иркутский «логогерб» оказался не единственным примером беспощадного бюрократического креатива.

Например, в Архангельской области ломать голову не стали. Власти региона хотя и устроили конкурс, по итогам всё равно утвердили использованную пятью годами ранее символику. В новой версии заменена лишь цифра 75 на 80 и подкорректированы некоторые детали. «Старый новый» логотип, выполненный, как заявил местный дизайнер Дмитрий Корсаков, «по худшим стандартам СССР», еще на стадии конкурсного отбора вызвал вопросы о честности подсчета голосов.

Изображение с сайта dvinaland.ru
Изображение с сайта dvinaland.ru

Изображение с сайта dvinaland.ru

Изображение с сайта dvinaland.ru

Не меньшее возмущение жителей спровоцировала недавно представленная символика юбилея Новосибирской области. Логотип с особым усердием напоминает, о каком именно регионе идет речь — его наименование соседствует с гербом, всё оформлено в цветах флага области и, чтобы уже точно ни у кого не оставалось сомнений, что это именно Новосибирская область, в центре логотипа прямо на цифре «80» красуется географический контур её территории.

Изображение sibkray.ru
Изображение sibkray.ru

Мария Тищенко, журналист интернет-журнала «Сиб.фм»:
— С одной стороны, наверное, хорошо, что к круглым датам решают специально создавать логотипы: Новосибирская область тоже в 2017 году отмечает 80-летие, к празднованию которого недавно утвердили эмблему. Но с другой стороны, зачем делать это формально?

В новостях оба информационных повода (иркутский логотип и новосибирская эмблема) поданы красиво: рассказывается о конкурсах, советах, выбравших лучший эскиз; о смысловой нагрузке каждого элемента; о дизайнерах и художниках, которые их создавали. А выглядит всё, на мой взгляд, как раз не особо продуманным, сделанным, как говорится, на скорую руку.

Логотип юбилея Иркутской области, думаю, может восприниматься хорошо теми, кто не знает, как выглядит герб. Мне дизайн его напоминает обычную почтовую марку. А те, кто видел герб, понимают, что творческих усилий создатели логотипа в него не вложили.

Вадим Палько, ИА «Иркутск онлайн»

  • Valentina Tamazlikar 9 марта 2017 в 14:18

    Мой первый комментарий!

    Очень обиделась на пофигинтность некоторых жителей по поводу эмблемы Иркутска и кажется никто так и не понял - что не так в эмблеме? Ане так так будто бы незначительно, но заметно, и если где - то это так повторялось, то на самом деле и то было неправильно. Музейные источники это точно знают, а у…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля