Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Актер Андрей Мерзликин: «Без Байкала картины бы не было»

На Байкале завершились съемки фильма «Облепиховое лето» о последних годах жизни нашего земляка, драматурга Александра Вампилова. «В картине появился Байкал. Без Байкала картины бы не было», — признался исполнитель главной роли, актер Андрей Мерзликин на творческой встрече в Доме кино, где съемочная группа рассказала о фильме и своем отношении к Вампилову.

Ладога вместо Байкала

Виктор Алферов, режиссер фильма «Облепиховое лето»:
— Мы не шли по пути документальности, схожести, это совершенно авторская работа. Естественно, перед тем как сказать: «Камера, мотор!», показали сценарий Ольге Михайловне, вдове Александра Вампилова, и Лене (дочь драматурга. — Прим. авт.). У каждого из вас свой Вампилов. И так по всей стране.

Идея снять фильм об Александре Вампилове пришла четыре года назад. Мы еще писали сценарий, когда познакомились с Андреем, и я сразу понял, что он тот человек, тот творческий локомотив, который мне нужен. Когда сценарий был готов, сняли с ним одну сцену, направили заявку на субсидию в Минкульт и сразу выиграли. И тут юбилей Вампилова. Как-то все совпало.

Мы прилетели в Иркутск в день гибели Вампилова, потом был его день рождения. Мы мечтали снять финальную сцену, когда он плывет в лодке с Глебом (Глеб Пакулов — прозаик, поэт, близкий друг Александра Вампилова. — Прим. авт.), именно на том месте, именно в тот день спустя столько лет. Это была мечта, и она осуществилась.

Виктор Алферов
Виктор Алферов

Андрей Мерзликин, исполнитель главной роли в фильме «Облепиховое лето»:
— В картине появился Байкал. Без Байкала картины бы не было. У нас не было средств, мы снимали в Санкт-Петербурге, и нам продюсеры говорят: «Сцену гибели будем снимать на Ладоге». Я говорю: «Где? На Ладоге? Вы с ума сошли? Вы представляете, что будет на премьере. Стыдоба, скажут, дураки что ли, не знают, как Байкал выглядит!» Тем не менее, все случилось, у нас особое удовлетворение от съемок на Байкале.

Андрей Мерзликин
Андрей Мерзликин

Пьесы знают, а Вампилова — нет

Виктор: Для меня Вампилов — это бесспорно художник. Ван Гог, Моцарт, Вампилов, Чехов. Я четыре года думал, имею ли я право браться за такой серьезный материал. Как мы знаем, Вампилов родился и никогда не видел отца, ему было полгодика, когда его расстреляли. И для меня важно не только творчество, но и его трагическая судьба человека, он говорил: «Я комедии пишу, я же юморист». Сценарий охватывает последние два года жизни Вампилова. С того момента, как он написал «Утиную охоту» и едет в Москву пристраивать пьесу. И постоянно мыслями или во снах он возвращается на родину, на Байкал, ищет информацию об отце.

Елена Алферова, режиссер фильма «Облепиховое лето»:
— Мы были на Байкале, и я фотографировала местные виды, подошла к берегу, зашла одной ногой в воду, а Витя говорит: «Осторожно, не утони», посмеялась помню: «Как тут можно утонуть?», а он ответил: «Вампилов же утонул». К сожалению, к стыду своему, я, окончив два высших заведения, одно из которых ВГИК, не знала биографию Вампилова, хотя пьесы его хорошо знала.

Мы вернулись в Москву, стали спрашивать у друзей, знакомых о Вампилове. Кто-то говорил, что вообще не знает такого драматурга, кто-то хорошо знаком с его пьесами, но ничего не знает о нем. Оказалось, что я не одинока. Для Вити это стало отправной точкой к тому, чтобы реализовать свой замысел.

Елена Алферова
Елена Алферова

Виктор: Для меня важен художник и его мама, папа, жена и дочка. Вся семья. Кто из нас знает, как было? Никто не знает. Был только Глеб и Вампилов в лодке, а что там было, мы можем только предполагать. И никто не знает, как он жил в Москве, потому что там тоже никого не было — ни жены, ни дочери. Отец присутствует, и для меня это очень важно было.

Байкал встретил штормом

Андрей: Мне запомнился Байкал. Байкал, который встретил нас штормом.

Виктор: Три часа мы не могли подойти к берегу. Сотрудники МЧС нам сказали отменять съемки, потому что невозможно спустить лодку, это было смертельно опасно.

Андрей: Столько проделать пути и не снять в этот день. И капитан корабля «Фартовый» сказал: «Вы что?». И когда продюсер принял решение разворачиваться и ехать обратно, капитан взял все в свои руки и хрупкого питерского продюсера остановил.

Виктор: Лодка стояла на берегу, чтобы ее спустить. Он воткнулся в берег, в камни и перекрыл волну от Байкала, МЧС спустило лодку, тем самым перекрыв волны. И там уже, когда дальше вошли, волна стала меньше, и мы три часа ходили по Байкалу.

Андрей: Я как мальчишка накатался вдоволь и не на каком-то туристическом теплоходе, а на лодке образца 1960 года абсолютно аутентичной, из кедра, с двигателем, по которому видно, что он помнит Вампилова. И мы туда-сюда бороздили. Сотрудники МЧС за нас переживали, но все, кроме шторма, нам благоволило.

Про документальность и авторский взгляд

Андрей: Пришла пора ЖЗЛ не только в литературе, но и в кино. Потому что с тем же Александром Вампиловым тема гаснет, пропадает. Вы здесь о нем знаете, а там (в Москве. — Прим. авт.) нет, в библиотеках, магазинах, в домах книги Вампилова ты не найдешь. Возможно, фильмом мы привлечем внимание зрителей, будем постоянно говорить, что он не издается, и рано или поздно услышит тот, кто должен.

Виктор: В фильме что есть документального, что есть точно вампиловского, так это его тексты. Так или иначе каждая сцена, диалоги сотканы из фрагментов переписки Вампилова с Еленой Леонидовной Якушиной (заведующая литературной частью Московского театра имени Ермоловой. — Прим. авт.) и с женой, есть репетиция «Старшего сына», как в иркутском театре.

Писали когда сценарий, вся эта история московская: снег, сырость, нет солнца. И потом он приезжает на родину и говорит: «Приезжайте к нам на Байкал» — и дальше пишет в письме: «Такое облепиховое лето. Красота!» Это одно из его последних писем. И мы назвали фильм «Облепиховое лето», потому что он все время хотел делиться этим, этой красотой, всех звал в гости, на Байкал. И в этом документальность тоже соблюдена.

Любой из вас пошел бы в первую очередь к вдове, сел и начал бы с ней придумывать, или к другу Вампилова. Мы этого не сделали сознательно. Я бы точно сошел с ума, если бы приехал в Кутулик и всех послушал и потом попытался это все соединить, все пожелания. Я бы на второй неделе, наверное, взорвался. Я никого не слушал. У меня было точное понимание, что в этом месте будет финал, что здесь они катаются на лодке, он идет по берегу и рядом облепиха, здесь отец, он должен быть в фильме, но Вампилов его никогда не видел, соответственно, это сон. Мы написали сценарий какой хотели.

Про совесть и умение перенимать чужой опыт

Андрей: Для ВГИКовцев Александр Вампилов — икона драматургии. Мы ставили дипломный спектакль по пьесе «Утиная охота». Роль Зилова исполнял ваш земляк Володя Капустин, Саша Бухаров играл Дулова, по-моему. Спектакль шел у нас год и был успешным. Любимая моя цитата из Вампилова, конечно, про москвичей: «В Москве задумчивых нет, их давят машинами».

Любовь к Вампилову была, безусловно, мы его разобрали по косточкам, изучили все, что только можно было. Обсуждали, спорили и варились в этом. И когда от Виктора я услышал про Вампилова, для меня это был маячок.

С одной стороны, совесть мне говорила: Андрей, нехорошо, куда ты собрался после милицейских и бандитских ролей, а с другой стороны, очень хотелось попробовать, такая роль — подарок для актера.

Совесть для меня — это критерий оценки своей личной жизни, жизни как обычного человека, который развивается, и, раз бремя у меня такое выпало работать именно в этой профессии, я должен отдавать себе отчет чем и зачем занимаюсь, следить за качеством и вектором своих ролей, понимать, какое эхо они имеют у зрителя. Тем более, если задуматься, зрителями скоро станут и мои дети. Совесть это тот самый колокольчик, который дал нам Господь, для того чтобы мы понимали, туда ли мы идем. Можно совесть заглушить и спокойно существовать дальше, она очень быстро засыпает, или, наоборот, заставлять ее быть живой, больно, тревожно, но держать эту кнопку в состоянии пронзительной чистоты. И конечно, для того чтобы эта кнопка была чиста, нужно тянуться и смотреть, кто из людей этой кнопкой также дорожит.

Как правило, когда мы говорим о таких фигурах, как Вампилов, Пушкин, Достоевский, Рубцов, Есенин, — все эти люди самые высокие вопросы перед собой ставили. Они могли быть хулиганами, но когда оставались один на один, вопросы, которые они себе задавали, были самого высокого порядка. Более того, художник не может не задаваться вопросами нравственности и совестливости. Сейчас по большому счету можно делать все, и люди абсолютно расслабленно могут существовать, не просто вывернул пальто наизнанку, потому что я так вижу, уже дошло до развращающих непонятного рода действий, которые мы должны вместе с вами разрешить в силу каких-то современных тенденций. Если бы мне не было за это стыдно, я бы тогда не говорил про совестливость.

Ребята, нам нужно снимать фильмы про людей, которые говорили о совести, о трудолюбии. Люди, которые любят страну, потому что это их малая родина, она связана с переживаниями детства, отрочества, с родителями. Вот мы говорим о Вампилове. Родители сформировали человека. И нужно об этом поговорить. Это самое интересное, почему один смог подняться на эту вершину. Получается, что художник, поэт — это человек, который за нас делает некую работу, жертвует своей жизнью, не реализует себя в капиталах, семье, детях. Он за нас делает эту работу и говорит, что пережил, так же как святоотеческое предание.

Люди, которых мы называем святыми, это же обыкновенные люди, но они посвятили жизнь аскетизму, чтобы проверить, так это или нет, чтобы мы не проходили этот путь. В каждом поколении есть человек, который за нас сделает эту работу на века. И то, что они оставляют, этим нужно пользоваться. Нужно читать книги, потому что это не только эрудиция, это спасение тебя, твоих детей, твоей страны. Большая ошибка была в советское время, когда говорили, что чужим опытом сыт не будешь. Будешь. И опыт литературных героев — твой опыт. Опыт твоих родителей важен в первую очередь. Мама, как было? Папа, как было? И в результате человек вырастает образованным, готовым к взрослой серьезной жизни, если он умеет пользоваться опытом других людей.

Автор фото — Никита Пятков

Алина Вовчек, ИА «Иркутск онлайн»

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Людмила Корнеева 1 сентября 2017 в 00:46

    Мой первый комментарий!

    Это достояние нашего поселка Кутулик!

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля