Гастроли федерального уровня
Во время предвыборной гонки за голоса иркутских избирателей боролись как никогда. 2 марта в областной центр прибыл кандидат от КПРФ Павел Грудинин и тут же отправился в Ангарск на встречу с избирателями, а на следующий день он встретился с иркутянами в музтеатре. 6 марта в ресторане London pub за Григория Явлинского агитировала глава партии «Яблоко» Эмилия Слабунова, а на следующий день в кинотеатре «Чайка» с жителями региона общалась Ксения Собчак. Оппозиционер Алексей Навальный, вылетевший из президентской гонки, побывал в Иркутске еще до официального старта кампании в ноябре 2017 года.
Интересно, что в 2012 году в Иркутск для агитации не приехал ни один из кандидатов. С чем связана нынешняя активность? По мнению политолога Алексея Петрова, сравнивать эти выборы с предыдущими не совсем корректно: тогда выдвигались четверо «классических партийных» кандидатов и самовыдвиженец Михаил Прохоров. А «парламентские» кандидаты нечасто радуют регионы своими визитами.
— Даже в этот раз Павел Грудинин приехал к нам скорее как новое лицо. Тем более в условиях, когда глава региона представитель КПРФ. Останься кандидатом Геннадий Зюганов, нет никаких гарантий, что мы бы его увидели. Будь у нас другой губернатор, не коммунист, тогда визит кандидата от КПРФ был бы еще менее возможен, — говорит Алексей Петров.
Политолог обращает внимание, что Иркутскую область уже давно нельзя относить к «красному поясу» (ряд регионов России с повышенным интересом избирателей к КПРФ. — Прим. ред.), поскольку успехи коммунистов, как правило, строились на протестных настроениях, нежели на симпатии жителей к коммунистическим идеям и конкретным кандидатам. В таких условиях, считает эксперт, визит Ксении Собчак и главы «Яблока» Эмилии Слабуновой подтверждает их интерес к Иркутской области как к региону с протестными, в том числе либеральными настроениями.
— Иркутск — один из ярких либеральных городов на общероссийском фоне еще со времен партии СПС («Союз правых сил». — Прим. ред.), — продолжает Алексей Петров. — Поэтому нет ничего удивительного в их приезде. Мы не видим представителя партии власти, Владимир Путин приезжал в Иркутск по другим вопросам и намного раньше. Не видим Жириновского, он нас уже достаточно давно игнорирует.
Слоганы не сложились
Предвыборная агитация на улицах Иркутска развернулась вскоре после официального старта гонки, но массовое распространение наружной рекламы кандидатов произошло лишь ближе к марту. По мнению иркутского политолога Сергея Шмидта, эти выборы запомнятся как самые скудные по количеству и качеству баннерной рекламы.
— Есть четыре кандидата, которые все-таки представлены на баннерах. Это Грудинин — на первом месте, Путин на втором, Собчак на третьем и Жириновский — его видел в Усть-Илимске и Братске. В Иркутске он, наверное, есть, но я не припомню. Количественно всех опережает Павел Грудинин, но я проводил эксперименты со студентами, и никто даже не вспомнил, какой слоган он использовал на баннерах, — говорит эксперт.
Хороших слоганов не нашлось и у других кандидатов. Более-менее известный слоган кампании Путина «Сильный президент — сильная Россия», считает Сергей Шмидт, сильно уступает прежним выборам, например слогану «План Путина — победа России», который использовали на думских выборах 2007 года и вспоминают спустя 11 лет.
— Специалисты утверждают, что слоган Собчак «За молодость, за смелость, за Собчак» не очень качественный. Мне кажется вполне нормальным, хотя замечу, что здесь я не очень объективен, поскольку симпатизирую этому кандидату. Могу лишь сказать, что никакой цепляющей провокационности в ее баннерах тоже нет, — утверждает эксперт.
— По поводу Жириновского: думаю, многие обратили внимание, что в «последний бой» он идет без яркой кампании. У него и ЛДПР всегда были очень яркие слоганы: «За русских», «За бедных», «Не врать и не бояться», «Думай о себе — голосуй за ЛДПР». Это вошло в сокровищницу слоганов российской политики, как бы к ним ни относились. Сейчас «необходим рывок вперед» — это ни о чем, уныние, — отмечает Шмидт.
Борис Титов, Максим Сурайкин, Сергей Бабурин, а также Григорий Явлинский, несмотря на агитационный визит главы партии «Яблоко» в Иркутск, в целом в регионе представлены слабо. Сергей Шмидт считает, что эти кандидаты делают ставку на федеральную рекламу:
— Это нормальная практика, потому что на таких выборах избиратели в основном мобилизуются федеральной рекламой. Она сейчас почти не отличается от местной — если в былые времена у региональных штабов была свобода маневра, теперь они просто транслируют общероссийский сигнал.
Что касается количества агитаторов на улицах и качества раздаточного материала (газет, листовок), то эти президентские выборы тоже уступают предыдущим. Наиболее заметна раздача бесплатных газет: например, в центре Иркутска так распространяли «Народный контроль» со статьей «За Грудинина!», специальный выпуск газеты «Байкальские вести», также посвященный Павлу Грудинину.
— Известная газета «Байкальские вести» стала на этих выборах памятником тому, что я называю «иркутской шизополитикой». Поскольку, с одной стороны, на руках имеем повсеместно раздаваемый спецвыпуск за Грудинина, то есть с призывом поменять власть. С другой стороны, в ту же неделю появившийся регулярный выпуск с феерическим заголовком на первой странице «Президент и губернатор сверили курс», — продолжает Сергей Шмидт.
Небольшие плакаты с лицами кандидатов можно увидеть в общественном транспорте: «грудининские», «путинские» и даже «навальновские» за бойкот выборов. Почтовые ящики, отмечает политолог, «в отличие от думских выборов, довольно пусты». Очень мало «раздаток» с агитацией за Владимира Путина. Эксперт обращает внимание, что на этот раз кампания действующего президента оказалась очень экономной — штаб «особо не тратится».
— Получается такая кампания экономкласса, — иронизирует Сергей Шмидт. — Наверное, эти выборы войдут в учебники по политологии или политтехнологиям как кампания, в первую очередь направленная на увеличение явки, поскольку социологические замеры показывают, что если побольше людей придет на выборы, то они проголосуют за Путина в необходимом количестве.
Есть два стула…
Непростым можно назвать положение Сергея Левченко, губернатора Иркутской области и по совместительству первого секретаря иркутского обкома КПРФ. С одной стороны, как руководитель регионального отделения партии, Сергей Георгиевич должен был оказывать поддержку кандидату от партии Павлу Грудинину. С другой, как губернатор субъекта — действующему президенту.
В таких условиях задача максимум — усидеть на двух стульях сразу. Однако сохранить баланс оказалось непросто. Например, когда в иркутском обкоме КПРФ изъяли 42 тысячи экземпляров «Правды» за Павла Грудинина (газета, по мнению следствия, имела признаки предвыборной агитации, изготовлена с нарушением закона), губернатор на это никак не отреагировал, хотя именно он возглавляет организацию, где изъяли агитматериалы.
По официальной версии, глава региона тогда находился в отпуске, вероятно, незапланированном — также из-за отпуска Левченко пропустил заседание Межведомственной комиссии по вопросам охраны Байкала, хотя его участие ранее анонсировалось. Не появился губернатор и на встрече избирателей с Павлом Грудининым в музтеатре. Обком партии там представлял его заместитель, второй секретарь Евгений Рульков.
Однако помимо предвыборных месяцев для руководства Иркутской области огромное значение будут иметь результаты президентских выборов. Ранее в рамках проекта IRK.ru «Голоса города» политический обозреватель Галина Солонина отмечала, что Иркутская область «удивит страну своим выбором», хотя прочие регионы в целом проголосуют стабильно.
Подобное произошло на прошлых президентских выборах в 2012 году. Тогда действующий президент одержал победу с 63,6 % голосов избирателей. В Иркутской области Владимир Путин получил 55,45 % — худший результат среди регионов Сибири и Дальнего Востока. В целом по России меньший процент был зафиксирован только в шести субъектах (Республика Карелия, Орловская, Костромская, Ярославская, Владимирская области и Москва). Через два месяца в Иркутской области сменился губернатор — Дмитрий Мезенцев ушел в отставку с формулировкой «по собственному желанию».
Галина Солонина считает, что по итогам голосования 18 марта будет анализироваться в первую очередь уровень протестности населения. Все-таки жители Иркутской области и в частности Иркутска неоднократно доказывали, что тяготеют к протестным кандидатам: это и избирательная кампания 2010 года, когда мэром областного центра стал Виктор Кондрашов, и губернаторская кампания 2015-го, в которой победу одержал Сергей Левченко.
— На какое-то время, при губернаторе Сергее Ерощенко, удалось переломить эту тенденцию, — отмечает Галина Солонина. — Были избраны работоспособные Законодательное собрание, дума Иркутска, совершена «муниципальная перезагрузка» — ряд крупных МО на тот момент находились в кризисе: Братск, Ангарск, Усолье-Сибирское. И ее результаты область ощущает до сих пор — ростом ВРП, налогов и другим.
Сейчас и федеральному центру, и потенциальным инвесторам важно посмотреть, является ли Иркутская область зоной политической турбулентности или же вышла из полосы протестности и готова к конструктивной работе. От этого зависят решения по экономическим проектам. Понятно, что в «социалку» государство будет вкладываться при любом результате голосования, а вот экономика — другой вопрос.
Вадим Палько, IRK.ru
https://www.youtube.com/watch?v=tiDO56Fg43U