Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Как москвичи снимали фильм про Шумак

Как москвичи снимали фильм про Шумак

Съемочная группа канала «Моя Планета» завершила экспедицию на Шумак в рамках проекта «Живая вода». Что ожидало команду на пути к источникам и каково это — на несколько дней остаться без связи и оказаться в непроходимой тайге, IRK.ru рассказал ведущий Роман Фишкин.

Мы не смогли с первого раза улететь на Шумак. В Иркутске самолет не мог приземлиться, была плохая видимость, и возникла непростая ситуация. Мало того что мы долго кружили, сесть так и не получилось: на небольшом расстоянии от земли пилот просто потянул штурвал на себя, и самолет взмыл в небо. Он извинился перед пассажирами, но сказал, что в целях безопасности полетим в Улан-Удэ. Провели там около трех с половиной часов. Затем Иркутск дал добро на посадку, полетели обратно.

Наш вертолет Ми-8 уже улетел, тогда партнеры выделили нам другой. Но на полпути, когда подлетали к горной гряде Восточного Саяна, начался шторм, ураган и порывистый ветер. Вертолет бросало из стороны в сторону. Пилот решил вернуться в город.

22 июня мы прилетели на Шумак. Вместе со мной в экспедицию отправились режиссер канала «Моя Планета», автор программы, два оператора и звукорежиссер. Маршрут проработали заранее, понимая всю ценность этих мест.

Идея проекта «Живая вода» в том, чтобы показать, насколько Россия богата уникальными минеральными, грязевыми и термальными целебными источниками, проверить целебную силу воды. Поэтому ведущим проекта стал врач, то есть я.

В первом сезоне программы запланировано пять серий. Они выйдут в эфир в конце осени. Сначала отснимем весь материал, затем смонтируем. Последняя экспедиция запланирована на 5 октября. Основной заказчик этих фильмов — Русское географическое общество.

В фильмах мы расскажем про труднодоступные источники. Они не разрекламированы, как спа-курорты и, как правило, труднодоступны. Вопреки всему, именно к этим источникам уже десятки и даже сотни лет приезжают те, кто хочет излечиться от разных недугов. И Шумак в этом смысле место легендарное, но я добраться до него сложно — нужно два-три дня идти через горный перевал либо лететь на вертолете.

В следующих сериях мы будем добираться до источников на лодках, лошадях, мотоциклах, квадроциклах или джипах. Это будет пять абсолютно разных мест. Сейчас было Прибайкалье, затем Тува, Камчатка и Карачаево-Черкесия. Пятый пункт пока обсуждаем, возможно, он будет в 400 километрах от Волгограда, там расположено озеро с соленой водой, рядом с которым бьют целебные источники. В Туве, к примеру, чтобы попасть на источники, надо обязательно пройти обряд с шаманом.

С одной стороны, дорога на Шумак — это был такой экстрим, с другой, для нашего фильма важно, чтобы зритель увидел, как мы преодолеваем трудности. Было некомфортно остаться без связи. Я привык к постоянному вибрированию телефона, и, когда оно прекратилось, сходил с ума.

У меня остались невероятные впечатления от нашей поездки. Я же студийный ведущий, работал на СТС, НТВ, сейчас веду «Утро» на телеканале «Звезда», и этот проект стал для меня настоящим открытием. Мне предложили быть ведущим, потому что спортивный, активный, и в принципе путешественник. Плюс по образованию врач, наверное, поэтому тоже приглянулся руководству канала.

Если бы не этот проект, честно скажу, я вряд ли когда-нибудь посетил бы эти места. Но для меня это была не работа, а отдых. Мы спали по три-четыре часа, все остальное время снимали. Но при этом не ходили сонные, с мешками под глазами. Столько силы, энергии было, что поднимались в пять утра и спешили работать.

Планировали командировку на определенное количество дней, но в итоге отсняли весь материал на день раньше — перевыполнили план. Все настолько благоволило, хотя и сложно было добраться, но в плане отношения людей, погоды нам повезло.

Для нас, для жителей мегаполиса, возможность побыть с природой — это что-то невероятное. Ты боишься, потому что не привык к этому. Но когда оказываешься там, понимаешь: нет ничего лучше. Еще появляется возможность посмотреть на себя с другой стороны, оценить себя в непростых бытовых условиях, понять, на что способен без мобильного телефона, автомобиля и банковских карточек.

Я летел на вертолете и видел бегущих медведей, изюбрей, оленей, и это невероятно! До того видел их только в программах «В мире животных» или «Клуб путешественников».

С нами был первоклассный пилот Олег Владиславович, он же владелец турбазы, в которой мы жили. Операторы молодцы, где они только себя ни подвешивали, как только ни выглядывали из вертолета, чтобы снять красивую картинку.

Мы ставили перед собой задачу снять что-то новое, а не очередную документалку о природе. В фильме будут и испытание, и научный элемент, немного в формате видеоблога, шутки, лайфы, я общался с людьми, брал у них комментарии на любую тему, смешных блоговых моментов много отсняли. Иду, например, вдоль источников, вижу, человек пьет воду, подхожу к нему, здороваюсь, и начинаем разговаривать: как сюда добрался, почему, сколько лет приезжает, какой источник помогает.

Люди здесь открытые, искренние. Мне запомнился эпизод с грязями. Вижу, сидит на лавке парень, бурят, весь измазанный грязью. Поздоровался, познакомился. Он рассказал, что бывший спецназовец, хочет себя преодолеть и пешком дойти до Шумака. На перевале еще снег лежал, поэтому он вымок и замерз. Шел почти три дня, потому что немного заплутал. Когда пришел сюда, отогревался в радоновых ваннах, а утром проснулся другим человеком. Я тоже пошел измазался, сел рядом с ним, поговорили, потом он попрощался и ушел. Пришел минут через 20 чистенький и одетый. По-дружески провел меня, показал, где можно смыть грязь, в какой воде.

Отдельно про научную составляющую фильма. Чтобы понять, правда ли вода на Шумаке является целебной и богата минералами, мы взяли ее пробы. Канал «Моя Планета» имеет научный уклон. Мы получим заключение по этой воде, послушаем врачей, которые скажут, какая польза от воды с таким составом, кому ее можно пить, а кому нельзя.

Мы набирали воду в специальные бутылки, которые выдали в лаборатории МГУ, занимающейся изучением воды. Наполнять их нужно было доверху, чтобы в емкостях не остался кислород. При его попадании свойства воды меняются. Для кадра мы набирали воду за день до вылета, а реально брали ее в день отъезда, потому что она может храниться в бутылке только 24 часа, не потеряв свои качества.

Еще у нас была прекрасная горная рыбалка. Наловили рыбы, я варил уху, угощал тех, кто был на Шумаке, вместе сидели за костром. Спасибо Олегу Владиславовичу, который нас встречал, он много рассказывал, ходил с нами. Прекрасный директор базы Людмила, геолог по профессии, знает там каждый сантиметр: где в этом году выросла елочка, или распустился тот или иной цветок. Почему бурундуки теперь здесь, а не на прежнем месте. Люди не меркантильные, не корыстные, просто живут этим. Олег Владиславович рассказал, что когда уезжает даже на несколько дней с Шумака, рвется обратно, не может без этих мест.

Не ожидал, что получу такой заряд энергии. Не мог представить, что здесь такая природа, люди. Я в полном восторге, понимаю, что точно вернусь.

Очень гостеприимный край. Все люди, с которыми мы встречались, открыты, по-доброму душевны, и это не потому, что мы с телевидения, они так со всеми общаются. Нам подарили книги про Шумак. На обратной дороге из Бурятии в Иркутск, кажется, мы купили все, что можно было купить: рыбу, чабрец, кедровые орешки — в аэропорту был перевес.

На Шумаке мы провели четыре дня. Два дня не могли вылететь оттуда. Планировали лететь на вертолете до Аршана. Совершали две попытки, но погода портилась, начиналась гроза, и мы вынуждены были возвращаться обратно.

Только утром 26 июня у нас было чистое небо, и мы прилетели в Аршан. Оттуда около трех с половиной часов на машине добирались до Иркутска. Когда из Бурятии выехали в зону, где связь появилась, у меня телефон показывал 400 непрочитанных сообщений, десятки пропущенных звонков. И знаете, это все сыплется так «тррр, тррр», а я был спокоен, философски к этому относился.

Под конец экспедиции мы, как жители города, уже захотели домой, еще шутили, что это провокации бурундуков, из-за них улететь не можем. А когда сели в самолет, по-другому заговорили: «Сейчас бы еще на пару дней вернуться».

Фотографии Романа Фишкина

Алина Вовчек, IRK.ru

  • Николай Григорьев 8 января 2019 в 18:43

    Мой первый комментарий!

    Во время работы этой съемочной группы я был на Шумаке. Несколько интервью с отдыхающими ( по рекомендации начальства турбазы) плюс полеты на вертолете на рыбалку и еще куда-то. А Шумак нужно познавать не с вертолета и общаясь с настоящими любителями Шумака , которые пешочком познают что такое…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля