— Еще будучи студентом, в 2011 году я поехал домой к родителям на новогодние праздники, — рассказывает Константин. — У меня уже было несколько проектов, мы проводили «Мафию», но нужно было что-то новое. Я знал, что есть такая викторина — квиз. Мне нравилась тема кино, и я подумал, почему бы это не совместить и не сделать тематическую киновикторину.
Бюджет планировать не пришлось — денег не было совсем. Но Константин с товарищем решили начать. Ребята как раз проводили «Мафию» в ресторане «Разгулов» и на этой же площадке договорились о первой игре киноквиза. Главной задачей стал сбор игроков, нужно было набрать минимум 10 команд по 6 человек. У ребят уже была своя база участников, позвали университетских друзей. И все получилось: игра прошла с успехом.
Взнос от участников составлял 100 рублей, но все собранные деньги уходили полностью в проект. В то время ребята зарабатывали по 300 рублей за игру, но, по словам Константина, для него был важен сам процесс и опыт организатора. Молодым людям повезло, проект «поймал волну»: о нем начали говорить, работало сарафанное радио, на вечера без усилий собирались по 10-12 команд.
— Сложностей было много. Например, я боялся вести игры. Приходилось преодолевать. Но людям нравилось, они активно обсуждали. И когда по окончании сезона встал вопрос, продолжать или нет, то сомнений не оставалось: нужно делать.
На определенном этапе товарищи разошлись. У ребят было разное видение развития проекта, и, как автор, Константин остался руководителем. Тогда игра обрела свое настоящее название «Киносекрет». И на это время пришелся самый пик.
— В 2013-2014 годах мы стали очень популярны, — вспоминает Константин. — Легко собирали по 100-120 человек в неделю. Перебрались на другую площадку, в ресторан «Старый Мюнхен». Кстати, с площадками всегда много проблем — за 7,5 лет «Киносекрет» сменил 15 игровых мест. Постепенно сформировалась своя команда, редакторский штат, который составлял вопросы. Я был корректором — проверял все пункты, чтобы задания были интересными и не повторялись. Думаю, благодаря качеству, разнообразию и интересности вопросов мы так долго и существуем. И из-за атмосферы, конечно. Это своеобразный клуб, где все друг друга знают, общаются.
Но в этом есть и свои трудности, делится Константин. До сих пор «Киносекрет» стабильно посещают участники, которые играют с самого начала. Есть две команды-лидера, они чередуют между собой победы. Тогда возник риск, что другим командам станет неинтересно играть — нужен был стимул, чтобы их удержать.
— Я придумал такую систему: две победы из трех — следующая игра вне зачета. То есть они могут прийти играть, но не претендуют на приз. И получается, что есть минимум одна игра, где выигрывает какая-либо другая команда. Но такое участие «вне зачета» тоже считается — мы ведем турнирную таблицу, туда идут все заработанные очки. Если команда хочет по окончании сезона стать чемпионом — невыгодно пропускать хоть одну игру. Благодаря такой системе «Киносекрет» избежал жестких мер — мы никого не баним и не дисквалифицируем.
Стабильные участники — это хорошо, но в игру нужно привлекать новые команды. С ними свои нюансы в части вопросов: они не должны быть слишком сложными. С другой стороны, если упрощать задания, то «старичкам» будет легко. Здесь Константин тоже нашел выход.
— В 2016 году мы создали формат «Лайт» для новичков. Такая же полноценная игра, только чуть легче. Проводим ее раз в месяц, потому что все-таки сложно набрать 10-12 команд. Остальные игры «Классик», там могут играть участники с любым уровнем знаний кинематографа, но вопросы там сложнее. Кстати, здесь тоже действует своя система: если команда 3-4 раза выиграла в «Лайт», то она автоматически переходит в «Классик». За все время так перешло до десяти команд.
Парадокс в том, что зачастую трудно понять, сложный вопрос или очевидный. Константин рассказывает, что многие, побывав на «Лайте», считают его сложнее «Классика». Хотя в облегченной версии квиза редакторы при составлении заданий опираются только на популярные кинокартины, например «Форрест Гамп», «Зеленая миля», «Побег из Шоушенка».
— Поэтому я всегда предупреждаю команды перед игрой: для кого-то этот вопрос может показаться сложным, а для другого — простым, — улыбается Константин. — Это в первую очередь командная игра. Например, я не люблю мультфильмы. И если вопрос из этой сферы, то 90 %, что я не отвечу. У каждого свои предпочтения по жанрам.
Чтобы постоянная публика тоже не заскучала, Константин с командой экспериментирует с играми. Неоднократно проводились игры, посвященные определенному фильму или сериалу.
— Викторина про «Гарри Поттера» собрала огромное количество людей — 250 участников. Мы параллельно проводили ее в двух залах одного ресторана. Была потрясающая по эмоциям, впечатлениям и масштабу игра. Среди других тематик были «Друзья», «Игра престолов» — тоже были аншлаги, «Властелин колец», «Как я встретил вашу маму», советские фильмы, «Эпоха VHS».
Прочно связав «Киносекрет» с иркутской аудиторией, Константин решил развивать проект в другие города. Забавно, но в 2013 году, когда в Иркутске такой формат отдыха, как «квиз», расцветал, ни в Москве, ни в Питере, ни в Красноярске, например, про это ничего не знали.
— Я много мониторил эту сферу и с уверенностью могу заявить, что «Киносекрет» — первый в России тематический квиз о кино. Нет такого, кто мог бы сказать: «Мы проводим такие квизы и дольше вас», — рассказывает Константин. — В продвижении в другие регионы я ничего не смыслил, но продолжал пробовать. Сейчас квизы под брендом «Киносекрет» идут в Томске, Омске, Ангарске, Сарове, Краснодаре и Шанхае.
Был опыт проведения игр в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Екатеринбурге. Но Константин с досадой рассказывает, что в некоторых городах чуть-чуть не успели запуститься. Там появлялись первые квизы, публика восторженно воспринимала их и о других слышать не хотела. Сейчас только в Питере за одну неделю проводятся сотни квизов: общих и тематических. В Москве еще больше. Но Иркутск все равно остается первым городом, по крайней мере в Сибири, в котором появились интеллектуальные викторины.
— Кстати, наши квизы имеют различия. Например, по формату. Наш вариант, я называю его «сибирским», это два раунда по 25 вопросов. Второй, который придумали в Минске, — 7 раундов по 6-7 вопросов. Так что если в каком-то российском городе проводится квиз по «сибирскому» формату — то его однозначно проводит иркутянин, — смеется Константин.
Другое отличие — в призах победителям. В Иркутске команды играют на деньги: участники формируют банк, который забирает выигравшая команда. По западному формату чемпионам вручается шампанское и призы от спонсоров.
— В Иркутске тоже есть квиз, который проводится по другому формату. Мы в нем участвовали и даже выиграли. Поэтому в конце, когда нам вручили не деньги, а сертификаты, были немного разочарованы. Азарта нет, — делится автор киноквиза.
В Шанхае у «Киносекрета» своя история. Константин рассказывает, что с помощником был в Китае по делам и решил совместить приятное с полезным. В центральной части Шанхая есть известный в русскоговорящем сообществе ресторан «Красная площадь». Ребята договорились с хозяйкой заведения о пробной игре. По словам Константина, это была одна из самых ярких и запоминающихся игр «Киносекрета». Публика была в полном восторге. Руководство ресторана вручило победителям подарки и депозит на определенную сумму. К иркутянам подошел почти каждый участник, жал руки и благодарил за вечер. Киноквиз до сих пор проводится в самом крупном мегаполисе Китая.
— Я никогда не считал себя ведущим, только предпринимателем. Поэтому всегда занимался разными проектами в разных сферах, смотрел, что мне интересно. Иногда бывают мысли, что нужно закрывать «Киносекрет». Но летом я осознал, что это мое, мне нравится сфера кино и нужно продолжать, — говорит Константин.
В ближайших планах «Киносекрета» проводить игры в Минске, Таиланде и вновь попробовать зайти на рынок в Санкт-Петербурге. Сейчас Константин с командой перерабатывает материалы по франшизе и намерен позиционировать «Киносекрет» как крупнейший российский квиз о кинематографе.
— Всегда мечтал создать свою команду. Сейчас со мной работают диджей, помощник и редакторы. Проект «Киносекрет» можно считать полноценным стартапом — создали его без денег на одном энтузиазме и желании. Так что мой посыл молодежи: дерзайте, делайте. Это приносит невероятное удовольствие. Я, например, здесь в Иркутске чем-то занят, а в это время в Шанхае моя игра проводится. У «Киносекрета» еще долгий жизненный цикл — столько стран еще не охвачено!
Дарья Васильева, IRK.ru
Фото — Анастасия Влади
Нет Юра, на Марс мы еще не летали.. В квиз играем..