Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Труба ТЭЦ на набережной. Символ города или пережиток прошлого?

Труба ТЭЦ на набережной. Символ города или пережиток прошлого?

Труба ТЭЦ-2 на Цесовской набережной Иркутска видна издалека. Объект уже 10 лет не эксплуатируется. И несмотря на то, что ТЭЦ не является памятником культурного наследия, история станции уходит в начало 20 века. Мнения иркутян разделились, одни считают, что сооружение необходимо сохранить, другие не видят в нем особой ценности.

«Она родная»: иркутяне о трубе ТЭЦ

Первые сообщения о том, что трубу ТЭЦ разбирают, появились в «Фейсбуке» в середине марта. Иркутский писатель и журналист Роман Днепровский написал о работах, проводимых на объекте, и высказал мнение по этому поводу.

— Огромную трубу, которая более сотни лет (если я не прав с её возрастом, то поправьте) возвышалась над центральной частью города, уже через полгода разберут на кирпич. Ее больше не будет. Кому как, а мне эту трубу очень жаль, хоть она и не является никаким выдающимся архитектурным сооружением. Но от этого мне не легче, — возмутился он.

Писатель предложил архитекторам отстоять хотя бы небольшой фрагмент основания трубы. В качестве примера он привел знаменитую «Башню Грифонов» в Санкт-Петербурге.

— Те, кто бывал в Санкт-Петербурге и интересовался его неформальными достопримечательностями, наверняка слышал о «Башне Грифонов» во дворе бывшей аптеки Пеля, а ведь эта самая «Башня Грифонов» есть ни что иное, как такой же обрубок обыкновенной кирпичной трубы придомовой котельной, превращённый волей и фантазией неравнодушных петербуржцев в городскую достопримечательность, оригинальную и таинственную, — поделился Днепровский. — Так, может быть, и вправду, а? Просто будет очень жаль, если знаковое для Иркутска сооружение исчезнет без следа.

Башня Грифонов в Санкт-Петербурге. Фото с сайта factroom.ru
Фото с сайта blog.curanderos.ru

Башня Грифонов в Санкт-Петербурге. Фото с сайта factroom.ru

Фото с сайта blog.curanderos.ru

Художник Яна Лисицина тоже обратила внимание, что трубу разбирают. «Мне жаль немного, она родная, ее я всегда видела: и из окон своей мастерской, и из окон аудитории, и из дома. Красненькие огоньки в иркутской ночи. Скоро их не будет, по-видимому, время пришло», — написала она.

По словам художника, среди конкурсных проектов по развитию территории были интересные решения. Но будут ли они реализованы — в этом уверенности нет.

— Обещать — не значит жениться. Как бы не построили очередное многоэтажное гетто, где скучные однообразные высотки будут утыкаться в небо вместо красноогоньковой трубы. Что приобретет город? Новое жилье. Что потеряет? Кусочек уникальности, — считает Яна Лисицина. — У нас просто не станет этой трубы, привета из промышленного прошлого, которое именно наше, иркутское прошлое, ну уж какое есть, и разве мы стыдимся его? У нас не будет этой вертикальной доминанты, которая видна из разных городских точек. У нас не будет потенциальной смотровой площадки.

Функцию трубы можно было бы переформатировать под арт-пространство, ресторан или другой городской объект. Трубу можно интегрировать с новыми постройками. Но для всего этого, убеждена художник, нужно совсем иное видение ситуации, совершенно другая концепция.

— Проще и дешевле, «не парясь ни о чем», снести и забыть. Что ж… решение принято, трубы не будет уже в этом году. Прощайте, красные огоньки, символ ночного центра Иркутска, — добавила Яна Лисицина.

Историк Всеволод Напартэ живет по соседству с ТЭЦ и считает, что сносить сооружение надо только в том случае, если оно несет угрозу. Объект не является рядовой постройкой и его уникальность можно использовать, организовав на этом месте общественное пространство без торговых рядов и элитных многоэтажек.

— Всегда в таких случаях возникает вопрос — а ради чего демонтируют? Если есть какой-то план застройки, то неплохо бы было его предъявить, чтобы развеять сомнения горожан. Если его нет, то зачем вообще ломать? Новое, как показывает практика, далеко не всегда лучше старого, — объяснил историк.

Далеко не все считают трубу ТЭЦ символом Иркутска. И уж тем более, не видят смысла сохранять ее как уникальный объект.

— Трубу построили на моих глазах. То есть в 1961-1965 годах там вместо нее были две железные небольшие, которые коптили на весь район. Сильно сомневаюсь, что ТЭЦ — это памятник. Памятник черному дыму, — написал иркутянин Сергей Солдатов.

— Труба от кочегарки — одно из самых жутких воспоминаний из детства. Я даже как-то небольшой рассказик про это написал… — добавил фотограф Юрий Назыров.

— Эту территорию надо развивать. Если нет концепции как вписать трубу в будущую застройку, ее надо убрать. Есть еще вопрос, связанный со стоимостью работ по реконструкции, уверен, что она не маленькая для такого объекта как ТЭЦ. Поэтому новое строительство, может быть, очевидно выгоднее, — высказался иркутянин Михаил Астахов.

Что будет на месте ТЭЦ?

Работы по демонтажу начались 15 февраля. Собственником земли и объектов, размещенных на площадке ТЭЦ, является «Иркутскэнерго». К сентябрю полностью разберут дымовую трубу, линию углеподачи и жилое трехэтажное здание.

Объекты станции не эксплуатируются уже в течение 10 лет и не входят в реестр памятников культурного наследия. Здание ТЭЦ-2 выведено из реестра памятников постановлением кабмина РФ от 10 июля 2017 года.

Историю создания первой Иркутской электрической станции (впоследствии ТЭЦ-2) на IRK.ru рассказал блогер Иван Попов. Станцию запустили в 1910 году. С момента ее появления улицы Иркутска получили постоянное освещение. В статье представлены архивные фотографии и интересные факты, связанные с работой сооружения.

В пресс-службе «Иркутскэнерго» пояснили, что демонтаж проводится в рамках благоустройства Цесовской набережной. Проект был представлен на слушаниях в городской думе в конце прошлого года и подразумевал полный снос существующих строений для подготовки территории к комплексному освоению.

Осенью прошлого года администрация Иркутска проводила конкурс на лучшую концепцию застройки Цесовской набережной. Лучшим признали проект группы архитекторов. Авторы предложили исключить сквозной проезд транспорта вдоль береговой линии, улицу Марата продлить до набережной и сделать ее основной пешеходной артерией, соединить два уровня набережной за счет откосов, террас и амфитеатров, организовать творческое пространство.

В ноябре, выступая на слушаниях в городской думе, главный архитектор Иркутска Сергей Александров заявил, что в январе-феврале 2019 года объявят конкурс на разработку проекта реконструкции Цесовской набережной. На это планируют выделить 14,3 миллиона рублей. Проект создадут на основании концепции, предложенной иркутскими архитекторами.

Работы уже идут, а каким будет благоустройство и дальнейшее развитие площадки бывшей ТЭЦ пока не понятно. В мэрии объяснили, что последнее слово за собственником земли — «Иркутскэнерго». Однако компания не торопится озвучивать свои планы по будущему территории.

Автор фото — Анастасия Влади

Алина Вовчек, IRK.ru

  • Sergey Soldatov 30 марта 2019 в 14:35

    Промышленный музей может быть как в Тальцах за городом. если кому-то нужно. Туда можно вынести ТЭЦ, завод Куйбышева, старый Ново-Ленинский кирпичный завод и т.п. С 80-х годов все заводы должны были вывезти из городской черты по экологическим показателям. Почему против сноса кирпичного завода в…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля