Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

Запутались в процедуре: депутаты от КПРФ не проработали законопроекты

около 13 минут на чтение 5 комментариев
Запутались в процедуре: депутаты от КПРФ не проработали законопроекты

Внеочередная сессия Законодательного собрания Иркутской области, состоявшаяся 10 апреля, так и не дала ответ на вопрос — будут в Иркутске прямые выборы мэра или нет. Более того, она породила дополнительные сомнения в том, что сами инициаторы — члены фракции КПРФ — ставят перед собой цель изменить закон, а не устроить «хайп» на громкой политической теме. Что думают эксперты о громком событии в региональном парламенте – в материале «Ирк.ру».

Инициатива о проведении внеочередной сессии поступила в Заксобрание от группы депутатов — членов фракции КПРФ — 2 апреля. По закону, на объявление внеочередной сессии требуется до 10 дней.

— Внеочередная сессия Законодательного cобрания 10 апреля была созвана председателем ЗС в связи с требованием группы депутатов, — сообщил заместитель руководителя аппарата Законодательного cобрания, кандидат юридических наук Алексей Петров. — Согласно законодательству, такая сессия должна быть проведена, если с инициативой выступили не менее 1/3 от установленного числа депутатов, и она должна быть назначена в течение 10 дней. Повестка сессии формируется инициаторами.

Как отметил Алексей Петров, весь смысл процедуры в том и заключается, что повестку и проекты документов предлагает тот, кто требует созыва внеочередной сессии. В данном случае, это была группа депутатов КПРФ. И если на обычной сессии повестка выносится на голосование, она может быть скорректирована — дополнена какими-то вопросами или, напротив, сокращена, то на внеочередной это невозможно — она задается изначально при подаче инициативы.

Алексей Петров. Фото пресс-службы ЗС Иркутской области
Алексей Петров. Фото пресс-службы ЗС Иркутской области

Все законопроекты перед вынесением на сессию предварительно рассматриваются на заседаниях комитетов — таковы требования законодательства и регламента Заксобрания. А рассмотрение на комитете возможно только при наличии заключений прокуратуры области, министерства юстиции и, если это предусмотрено законодательством, других органов. «В данном случае было необходимо заключение Ассоциации муниципальных образований (АМО), поскольку все четыре законопроекта затрагивали вопросы местного самоуправления», — отмечает Алексей Петров.

Инициаторы сессии внесли в повестку четыре вопроса: альтернативные законопроекты «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» и "О внесении изменения в часть 1(1) статьи 3 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области», один из которых предполагал возвращение прямых выборов мэра в Иркутске, а другой — введение процедуры назначения сити-менеджера на условиях конкурса, а также два законопроекта о внесении изменений в закон «О муниципальных выборах в Иркутской области» — касательно возвращения в бюллетень для голосования графы «против всех» и отмены досрочного голосования.

Однако к законопроектам, внесенным на внеочередную сессию, заключений прокуратуры, минюста и АМО не было, вопросы не рассматривались на заседаниях комитетов.

Фото пресс-службы правительства Иркутской области
Фото пресс-службы правительства Иркутской области

Необходимо учитывать, что на тот же день, 10 апреля, было запланировано еще одно важное для парламента мероприятие — оглашение послания губернатора Законодательному собранию Иркутской области. Об этом было известно заблаговременно, и коммунисты, предлагая внеочередную сессию, не могли об этом не знать (тем более, фракцию КПРФ возглавляет сын губернатора — Андрей Левченко).

Внеочередная сессия была назначена на 10:00 в зале заседаний Заксобрания, послание — на 11:00 в музыкальном театре имени Загурского. Менее чем за час нужно было рассмотреть четыре вопроса, принять решения и переехать всем составом в музыкальный театр. Без задержек, чтобы не проявлять неуважение к губернатору.

— Непонятно, зачем фракция КПРФ потребовала проведения внеочередной сессии, тогда как можно было рассмотреть эти вопросы в плановом порядке на очередной сессии, качественно подготовив их к обсуждению, — комментирует руководитель фракции ЛДПР в Законодательном собрании Георгий Любенков.

Георгий Любенков. Фото пресс-службы ЗС Иркутской области
Георгий Любенков. Фото пресс-службы ЗС Иркутской области

По его мнению, такая поспешность и неподготовленность свидетельствуют о том, что целью было не принятие законопроекта, а PR или желание показать, что коммунисты взяли шашки в руки и намерены сражаться.

— А по сути предложенных законопроектов: они понятны. Они требуют обсуждения, хотелось бы увидеть заключения надзорных органов. Мы на фракции ЛДПР их рассмотрели в первом приближении, с частью согласны, с частью — нет, — отметил Георгий Любенков.

Напомним, что пять лет назад именно ЛДПР, при поддержке депутата Госдумы Андрея Лугового, выступила инициатором внесения изменений в законодательство в части порядка избрания мэра Иркутска. По мнению Лугового, город Иркутск на тот момент не развивался, находился в стагнации, что подтверждалось серьезными отставаниями в выполнении федеральных программ по ликвидации очередей в детские сады, по расселению граждан из ветхого и аварийного жилого фонда. Федеральный политик это связывал с фигурой мэра, Виктора Кондрашова. «Мы выступили с инициативой изменения закона, чтобы на должности мэра не было случайного человека. И мы видим, что были правы: город за эти годы стал чище, приятнее, реализованы проекты в сфере социального развития — построены новые детские сады, школы», — отметил Георгий Любенков.

Профессор, доктор юридических наук, заведующий кафедрой конституционного права и теории права Юридического института Иркутского Государственного университета Сергей Шишкин, комментируя нашему порталу внеочередную сессию, отметил: «Произошли достаточно интересные, с моей точки зрения, события. Первое: сессия началась с того, что представитель губернатора в Законодательном собрании заявил, что не получал приглашения на сессию. А во-вторых, мне показалась любопытной операция по выдвижению альтернативных кандидатур в рабочие органы сессии — секретариат и счетную комиссию, которую предприняли представители КПРФ. Эти рейтинговые голосования имели характер тестирования».

Сергей Шишкин. Фото Яны Ушаковой
Сергей Шишкин. Фото Яны Ушаковой

Сергей Шишкин считает, что для нынешнего созыва Заксобрания блок политических законопроектов — это достаточно нехарактерный шаг: «Достаточно яркие инициативы и, конечно, их надо рассматривать в комплексе. В том числе, в комплексе событийного ряда по выборам в этом году. В Иркутской области в этом году будут избираться порядка 18 мэров муниципальных образований, и понятно, что особое внимание привлечено к Иркутску, Братску».

Что касается изменения правил формирования высшего должностного лица в городе Иркутске, то здесь предложено две концепции — назначать его через комиссию либо вернуть прямые выборы мэра. «С моей точки зрения, депутаты Законодательного собрания прошлого созыва действовали в рамках своих полномочий, когда зимой 2015 года установили иной порядок формирования высшего должностного лица для города Иркутска. Но, наверное, время показало: выбор только из численного состава думы, где 35 человек, позволяет возвращаться к разным другим вариациям, которые вытекают из действующего законодательства», — полагает Сергей Шишкин.

Вместе с тем он допускает, что инициатива не получит немедленной реализации в этом году: «Я не вижу противоречия между двумя этими законопроектами, если иметь ввиду, что и один, и второй могут не состояться применительно к следующей легислатуре городской думы. Потому что 25 апреля, предположим, пройдет первое чтение, потом еще второе, третье. А дальше вступает в процесс городская дума: изменение устава предполагает публичные слушания, последующую регистрацию норм устава. Все эти процедуры вряд ли уложатся в срок до 9 июля, а это время, когда ничего уже нельзя поделать, и выборы будут проходить по действующему законодательству».

Сергей Шишкин считает, что сейчас речь идет, скорее всего, о борьбе за какой-то тренд, искомую политическую вершину, нежели за сам законопроект. Апеллируя к иркутянам: «Мы возвращаем вам выборы, беспокоимся о вашем волеизъявлении больше, чем вы сами», инициаторы законопроекта рассчитывают на дополнительные политические очки.

В целом, по мнению профессора права, в настоящее время основную проблему составляет высокий политический абсентеизм жителей Иркутска: явка на муниципальных выборах составляет от 18 до 23 процентов.

Политконсультант, заместитель директора по общим вопросам Иркутского института Всероссийского государственного университета юстиции Владислав Шиндяев считает, что КПРФ в своей полемике демонстрирует последовательность. С определенной периодичностью они поднимают одни и те же законодательные инициативы, которые смогут использовать при любом варианте их реализации: «Если законопроект проходит — то меняется структура выборов на уровне местного самоуправления. И это не только победа, это достаточно важно. Если не проходит — то, в конечном счете, это будет использовано как одна из тем в период будущей предвыборной кампании в Иркутске, поскольку вопрос является достаточно значимым для жителей города. Политические дивиденды инициаторы закона получат в любом случае».

Владислав Шиндяев. Фото Кирилла Шипицина
Владислав Шиндяев. Фото Кирилла Шипицина

Владислав Шиндяев полагает, что сам по себе шаг достаточно интересный, «но в его реализации, к сожалению, за прошедшие полгода фракция КПРФ не продвинулась, поскольку все предпринимаемые инициаторами действия происходят недостаточно организованно и системно. Хотя вполне может быть что такой стиль работы был выбран специально».

Стиль работы фракции КПРФ пока не изменился. Коммунисты отвлекаются на детали — формирования счетной комиссии, секретариата, забыв о важных процедурных вопросах и том, что сами предлагаемые проекты нормативных актов к рассмотрению их по существу просто не готовы. «Нужно было выполнить все необходимые требования и моменты касающиеся выдвижения законопроектов, соблюсти всех необходимые процессуальные вопросы. Но это почему-то к моменту заседания не было сделано. На сегодняшний день депутаты из фракции КПРФ проигрывают не только организационно, но и стратегически. Зато они добились каких-то тактических побед: провели свой секретариат, счетную комиссию. Правда эти тактические победы для представителей КПРФ не имели никакого особого значения, а привели только к затягиванию сессии, из-за чего депутаты чуть не опоздали на послание губернатора. Учитывая, что в команде КПРФ есть грамотные юристы, которые могут грамотно выполнить все юридические процедуры, складывается мнение что все эти противостояния в процессе рассмотрения законопроектов создаются искусственно и являются лишь частью политической режиссуры в которой важно не добиться результата, а создать определенную протестную информационную повестку. Если это так, то представители фракции КПРФ со своей задачей справились на все 100 процентов», — отметил эксперт.

И если два альтернативных законопроекта — о выборах мэра Иркутска и о назначении сити-менеджера — вызывают некоторое недоумение относительно целей, которые ставят коммунисты, то два других законопроекта находят понимание у юристов. В частности, Сергей Шишкин, комментируя законопроект об отмене досрочного голосования, отметил: «Я поддерживаю законопроект. Он прекращает политическую коррупцию, которая дает преимущества силе, в чьих руках конверт с бюллетенями досрочного голосования».

Касательно возвращения в бюллетень графы «против всех» он заявил: «В Иркутской области стало модным побеждать на выборах, оседлав протестное голосование. Протест сегодня —это способ победы, и зачастую это несет с собой риск снижения качества муниципального администрирования, когда неподготовленные люди приходят во власть на протестной волне. Что происходит потом? А потом появляются люди, не имеющие к избирателям никакого отношения. Получается, как в том анекдоте: скоро мы до мышей дойдем. Поэтому мы должны этот эффект купировать. Графа „против всех“ позволяет сохранять персональное противостояние политиков без учета этого „анонимного протестанта“, который бы и сливался в графу „против всех“. Все-таки голосование по первичному мотиву должно быть позитивным. А не так, чтобы кому-то насолить».

Внеочередная сессия 10 апреля была остановлена на перерыв —для заслушивания послания губернатора, после чего депутаты, включая членов фракции КПРФ, практически единогласно проголосовали за предложение спикера Заксобрания Сергея Сокола продолжить работу сессии 25 апреля. Используют ли коммунисты это время для более качественной правовой подготовки своих инициатив или же предпочтут методы политического давления через акции протеста, публикации «разоблачающих» материалов в СМИ, — ответ на этот вопрос и раскроет истинные намерения депутатов от КПРФ.

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход