Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

Евгений Семенов о точках роста для Иркутска и городской экономики

около 11 минут на чтение 17 комментариев
Евгений Семёнов. Автор фото — Анастасия Влади
Евгений Семёнов. Автор фото — Анастасия Влади

Проректор по научной работе и инновационной деятельности ИРНИТУ Евгений Семёнов выдвинул кандидатуру на выборы в думу Иркутска по округу №17. Раньше он работал в администрации Иркутска, занимал должность заместителя министра экономического развития региона. Кандидат поделился своим видением работы депутата, рассказав о конкретных проблемах городского хозяйства, требующих решения.

МУПам нужна перезагрузка

Считаю, что проблемы, существующие в муниципальном хозяйстве Иркутска, можно решать эффективнее и тратить на это меньше денег. Нужны новые способы решения старых городских проблем.

В прошлом году ИРНИТУ запустил интересный проект с администрацией города – муниципальный акселератор. Мы выявили проблемные точки в работе муниципальных унитарных предприятий (далее МУП – Прим. ред.) и предложили инновационные решения, требующие несущественных инвестиций, но способные привести к серьёзному результату. Акселератор продолжает работать.

С одной стороны МУПы выполняют социальную функцию, но с другой стороны являются коммерческими предприятиями. Основная их цель – зарабатывать деньги, в том числе для бюджета города. Поэтому муниципальное имущество должно использоваться эффективно. Если предприятия приносят существенные убытки, необходимо отдавать их в частные руки, это мировая практика.

Когда мы говорим, что МУП выполняет социальную функцию, это не означает, что должна быть низкая стоимость проезда на городском транспорте. Потому что если стоимость проезда ниже рентабельности, это серьёзные убытки для муниципального бюджета. Для горожан, которые не могут оплачивать экономически обоснованную цену проезда, нужно выделять субсидии. Деньги должны адресно доходить до тех, кто нуждается в этом. Сейчас этого, к сожалению, нет.

Основные фонды у муниципальных предприятий существенно изношены, они практически не обновляются. Бюджетные деньги уходят на то, чтобы латать эти чёрные дыры, но не всегда понятно, как эти средства расходуют. МУПам нужна перезагрузка, об этом говорили ещё в 2016 году, когда я работал в администрации Иркутска. Уже тогда мы проводили анализ работы муниципальных предприятий.

Как руководитель департамента потребительского рынка и поддержки предпринимательства я курировал Центральный рынок, комбинат питания и детскую молочную кухню. Знаю не понаслышке, какая была на тот момент ситуация в этих предприятиях. Мы пытались сделать так, чтобы комитет экономики отвечал за все МУПы, работающие в Иркутске, это было бы правильно, у специалистов комитета были на тот момент все необходимые компетенции, да и понятно с кого спрашивать, а это тоже очень важно.

Вынужден признать, что с момента моего увольнения из городской администрации в мае 2017 года, ситуация в некоторых муниципальных предприятиях ухудшилась. В том числе поэтому я решил идти на выборы.

Не может Центральный рынок Иркутска быть убыточным, или приносить практически нулевую прибыль, это невозможно. Я готов допустить, когда детская молочная кухня работает в ноль. Не все родители могут заплатить экономически обоснованную цену, здесь необходимо субсидировать. Но применимо к рынку, когда речь идет о коммерции, торговле, это вызывает недоумение. Считаю, что ситуация с Центральным рынком – яркий пример неэффективного управления муниципальной собственностью.

Нужно решать эти проблемы с муниципальными предприятиями новыми методами. Единая централизованная структура, которая бы контролировала МУПы, так и не была создана, нашу инициативу не поддержали. Всё раздроблено, отдельные комитеты курируют разные предприятия.

Вы же понимаете, что компетенции, связанные с экономическим анализом работы муниципального унитарного предприятия, с эффективным использованием основных фондов, не могут быть у всех подряд. Они не должны быть у комитета городского обустройства или у комитета градостроительной политики. Каждый должен заниматься своим делом.

В структуре администрации Иркутска нет комитета экономики, органа, отвечающего за экономическое развитие в городе. Его функции частично переданы комитету по бюджетной политике и финансам и комитету по управлению муниципальным имуществом.

На уровне правительства Иркутской области если рассматривать, есть министерство экономического развития, отвечающее за экономический рост, новые рабочие места, открытие предприятий, рост прибыли и уплату налогов в бюджеты, а есть министерство финансов, которое отвечает за расходование бюджетных средств. По своим функциям и целям это разные органы, но одного без другого быть не может.

Представьте, вы отвечаете за расходование бюджетных средств. Вы не заинтересованы в реализации новых инвестпроектов, потому что у вас другая функция, вам важно, чтобы деньги из бюджета тратились экономно. На словах комитет по бюджетной политике и финансам может быть заинтересован в реализации инвестпроектов, в росте экономике, но все действия по расходованию средств, по реализации таких проектов должен выполнять комитет экономики, которого сейчас, к сожалению, нет.

Люди хотят жить комфортно

На выборы иду по избирательному округу №17. В него входит часть Октябрьского района Иркутска, ограниченная улицами Советской, Депутатской, Зверева и Красноярской. Считаю, что на этой территория типичные проблемы в коммунальном хозяйстве и городской среде. На примере округа можно опробовать решения, которые я и мои единомышленники будем предлагать для реализации в муниципальном хозяйстве.

Уя знаю о проблемах и понимаю, какими инструментами их можно решать. Я занимался поддержкой предпринимательства, вопросами, связанными с нестационарными торговыми объектами, поэтому мне знакомы проблемы не только муниципального хозяйства, но и проблемы предпринимателей, которые широко представлены на 17-м избирательном округе.

Моя университетская работа связана с поиском решений для муниципального хозяйства. У нас с коллегами есть опыт привлечения лучших практик не только из России, но и мировых. Этот опыт позволяет с оптимизмом смотреть в будущее и быть уверенным, что мы сможем решить эти проблемы.

У всех жителей Иркутска понятные требования к депутатам. Проблемы по большей части связаны с комфортом: деревья должны подстригать, дороги ремонтировать так, чтобы не приходилось каждый год выделять бюджетные деньги на их ремонт; на детских площадках должен быть песок, в подъездах лампочки. Работа должна вестись в постоянном режиме.

Нет таких проблем, которые были бы характерны для Ленинского округа и отсутствовали в Октябрьском. Мы живем в одном городе, он небольшой, 620 тысяч населения, поэтому и вопросы, которые требуют решения, почти у всех одинаковые.

Всем хочется, чтобы дома было тепло, на улицах чисто, транспорт ходил по расписанию, остановки умные, чтобы зимой там можно было согреться, был интернет. Это элементарно, когда ты подошел к остановке и на табло увидел время прибытия следующего муниципального автобуса.

Вы можете назвать хоть одну остановку в городе, где это работает? Нет. Но все это достаточно просто, такие решения есть. Надо брать и делать. Важно решать проблемы, а не откладывать их решение в долгий ящик.

Работа депутата – это не посещение заседаний думы и раздувание щек, это круглосуточная деятельность, взаимодействие с жителями не от выборов до выборов, в момент предвыборной кампании, а постоянно.

Я уже десять лет слышу, что в Иркутске отсутствует ливневая канализация, и как только начинаются затяжные дожди, в центре и других районах города уровень воды поднимается. Всё это время ничего не происходит, но уверяю вас, эта проблема решаема с помощью науки, решения уже давно созданы. С учётом того, что бюджет города за последние годы увеличился практически вдвое, надо просто расставить приоритеты и взяться за этот вопрос.

Поддержка бизнеса и развитие торговли

Поддержка предпринимательства в Иркутске за последние несколько лет скатилась до уровня 4-5 миллионов рублей в год при бюджете 20 миллиардов. О каком экономическом развитии может идти речь? Привлечение средств по программе формирования комфортной городской среды необходимо, но важно не только привлекать деньги и расходовать их, но и создавать источники, позволяющие пополнять городскую казну за счёт налоговых поступлений.

Новые рабочие места за счет программы комфортной городской среды не создают. Необходима программа для стимулирования инвестиционной активности, поддержки предпринимательства на территории Иркутска. Наш регион претендует на строительство научно-образовательного центра мирового уровня. Это может стать существенной точкой роста, позволит создать здесь много новых наукоёмких бизнесов.

Для инновационных предпринимателей обязательно нужна инфраструктура: бизнес-инкубаторы, технопарки, коворкинги, которых у нас мало. Должны быть программы поддержки на муниципальном уровне, сейчас их практически не существует. Иркутск достоин большего, учитывая научный, инновационный потенциал города, серьёзную систему академических институтов ИНЦ СО РАН, вузы. При должной поддержке инициатив это все может существенно увеличить бюджет Иркутска.

Необходима муниципальная программа, которая сделает городскую торговлю более цивилизованной, поможет изменить облик Иркутска к лучшему. В 2017 году мы начинали работу по разработке концепции торговли. В городе должны быть не только супермаркеты, убивающие малый бизнес, но и магазины шаговой доступности, придомовые, где можно купить товары первой необходимости. Важно развивать стрит-ритейл: занимать первые этажи зданий магазинами, кафе, создавать торговые ряды вместо ларьков, которые не красят город.

Зачастую у предпринимателей нет денег на то, чтобы обновить павильон. Но это не означает, что надо массово убирать все нестационарные торговые объекты, что в итоге произошло в Иркутске. Людям ничего не предложили взамен. Делать жизнь в городе комфортной – это еще и заботиться о людях, которые ведут бизнес и платят налоги в городской бюджет. И это направление очень важно для муниципальной экономики, им тоже надо заниматься.

По избирательному округу №17 зарегистрировано девять кандидатов в депутаты думы Иркутска. На выборы идут представитель партии ЛДПР Александр Гребенщиков, коммунист Александр Перевалов, Виктор Титов из «Гражданской платформы». Евгений Семёнов участвует в кампании как кандидат от «Справедливой России». Переизбираться намерен действующий депутат по этому округу, директор Центрального рынка Владислав Свердлов («Единая Россия»). Среди кандидатов четверо самовыдвиженцев: Марина Ершова, Надежда Квакина, Дмитрий Родкин и Константин Тюрнев.

Фото Анастасии Влади

URL: http://www.irk.ru/news/articles/20190820/economy/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Выборы в думу Иркутска-2019
Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход