Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

Стоит ли открывать бизнес в 2021 году?

Каким будет 2021 год для бизнеса, открывать свое дело или подождать, на что сделать ставку, чтобы развиваться даже в условиях пандемии и кризиса — об этом IRK.ru рассказал бизнес-эксперт, один из ведущих в России специалистов по стратегическому управлению и планированию Сергей Макшанов.

19 февраля в Иркутске пройдет ежегодное бизнес-событие «Базовые стратегии». Его партнером и организатором традиционно выступает «Байкальский центр тренинга».

Управляющий ГК «Институт Тренинга — АРБ Про» Сергей Макшанов на протяжении 16 лет приезжает в наш город и помогает частным компаниям в разработке стратегии. Фактически бизнесу дается основа для принятия решений, как скорректировать стратегический курс. Второй исходной точкой становится система управления.

В интервью с журналистом IRK.ru Сергей Макшанов рассказал основные тезисы о перспективах 2021 года для бизнеса. Больше актуальной информации будет на «Базовых стратегиях».

«Ключевой фактор рыночного успеха — эффективная система управления»

На 2021 год все рынки, кроме тех, что связаны с высокотехнологичными IT и e-commerce (электронная коммерция — Прим. авт.), лишены твердой опоры на внешние факторы как источники роста. Строительные компании и те, кто с ними взаимодействует, могут рассчитывать на несколько глотков кислорода, но это не длинная история. В целом, объем жилищного строительства падает, цены растут, но расширились условия для льготной ипотеки.

Те, кто создали сильные тендерные группы в коммерческих департаментах, тоже могут рассчитывать на определенную подпитку спросом в блоке госзакупок. Для всех остальных количество внешних факторов, на которые можно будет опереться, мизерно.

В декабре журнал The Economist, принадлежащий Ротшильдам, по традиции вышел с ребусом на обложке, в котором зашифрован прогноз на следующий год. На обложке изображен игровой автомат, поэтому несложно догадаться, каким будет этот год для мировой экономики.

Обложка журнала The Economist на 2021 год
Обложка журнала The Economist на 2021 год

В 2021 году ключевым фактором рыночного успеха станет сильная система управления. Ее отличает концентрированная власть, большой объем полномочий, который передан вниз, скорость принятия решений и мощные проектные группы, которые занимаются разработкой.

Нас ждет большая волатильность (изменчивость — Прим. авт.) на всех рынках, кроме, как я уже сказал, высокотехнологичного IT и e-commerce. Успех бизнеса будет определяться высокой концентрацей мозгов и экстраординарно функционирующей системой управления с очень большим вовлечением владельцев.

«Ожидание — это не вид деятельности»

В 2020 году, согласно ряду исследований, был отмечен рост числа людей, задумавшихся: не пойти ли им в предпринимательство. Особенность в том, что бизнес — это ни разу не вегетарианское занятие.

Для меня открытие бизнеса — вопрос мотивации и амбиций. Количество заполненных ниш достаточно большое, поэтому старт в такой момент, как сейчас, абсолютно реалистичен. На «Базовых стратегиях» в Иркутске мы приведем цифры: сколько бизнесов возникло в 2020 году, и кто покинул этот светлый мир.

Если возникла бизнес-идея, вы должны попробовать ее реализовать. Потому что болтать можно бесконечно. Для начала нужно убедиться, что она востребована, пообщаться с клиентом и потребителями и сделать первичные проекты. Не ставьте на кон все сразу, так как много рынков имеют точки невозврата.

Потери совокупной прибыли российского бизнеса по итогам 2020 года составили больше 50%.

Бизнес-климат в России далек от оптимального. Надо отдавать себе отчет, что в бизнес идут не мед ложками есть. У нас для IT-сектора, как ни для кого, созданы лучшие условия. Но это ни в коем случае не защищает их от той «заразы», которая имеется, — колоссальное количество контролирующих людей, которые постоянно дергают бизнес за рукав и портят всем настроение.

Для эффективного бизнес-климата нужна решительная работа и политическая воля. Что касается, например, самозанятых, это воспринимается как эпизодические и не системные усилия. В основном бизнесу очень сложно, его возможности, а в некоторых случаях и желание инвестировать гасятся условиями, которые созданы.

Большинство правил, которые сейчас действуют, ставят человека в сложное положение и побуждают его к совершению коррупционного действия. Разрешили собирать валежник, но топор с собой не бери. Собрался в лес — возьми справку. Много примеров, когда у орды контролеров появились возможности для дополнительного дохода, хотя они ничего не создают, а скорее рушат.

«Люди тянутся к целеустремленным компаниям, у которых взят четкий курс»

Население России, конечно, измотано ситуацией. С конца марта 2020 года и по сей день люди находятся под одновременным действием страхов и тревоги, а это очень гнетущая конструкция. Страх обычно адресный. Человек боится, что его уволят, что не заплатят зарплату, или ребенок заболеет. Тревога — переживание, вызванное тем, что ничего не понятно. В такой ситуации люди тянутся к целеустремленным компаниям, у которых взят четкий курс.

Вместе с тем, многие до сих пор думают, что еще чуть-чуть и к нам приедет большая разноцветная радость. «Не приедет», — оптимистично говорю я вам. Надо самим создавать эту радость, своими руками и мозгами. И желательно не тянуть одеяло на себя, а искать возможности, чтобы всем было выгодно от взаимодействия.

Западная Сибирь и Урал дали такие примеры. 19 февраля я расскажу о моделях, которые были применены и позволили компаниям падающих отраслей радикально нарастить рыночную силу в макрорегионах присутствия.

Причем объем инвестиций был обеспечен без банковского финансирования, а объекты — заводы и многофункциональные сооружения — были построены, потому что люди сразу договорились о взаимовыгодном, а главное, долгосрочном партнерстве.

Наши партнеры из транснациональных компаний свои стратегические машины сейчас программируют на то, что острая ситуация в мировой экономике завершится к 2024 году. Мы разделяем этот взгляд, отдавая себе отчет в том что, как будет чувствовать себя бизнес, зависит не от внешней среды, а от функции системы управления.

Даже если вы владелец пяти частных театров, то после снятия ограничений вполне могли открыть что-то еще. Потому что сегодня пандемия, а завтра еще что-нибудь. Важно осознавать свою ответственность, а не ждать прихода доброго волшебника.

Базовые потребности, кстати, как и люкс, никуда не денутся. Люди будут хотеть новинок, но по приемлемой цене. Поэтому основную часть спроса освоят те, кто, работая в мейнстриме ценового сегмента, будет постоянно давать новые предложения.

«Смысл креативности — выходить за свои пределы»

Креативные технологии — один из столпов подхода АРБ Про (Сергей Макшанов является управляющим ГК «Институт Тренинга — АРБ Про» — Прим. авт.) к ведению бизнеса. Они никогда не потеряют свою значимость. Креативные технологии применяются ко всему бизнес-организму. Речь об алгоритмизованных процессах разработки продукта, нахождении нестандартных, но конструктивных решений.

Все знают о вечной конкуренции «Кока-Колы» и «Пепси». До пандемии «Пепси» занимали полки в супермаркетах, а «Кока-Колы» было много в хореке. С закрытием гостиниц и ресторанов «Кока-Кола» заявила о планах выпустить слабоалкогольный напиток — хард-зельцер, что совершенно не характерного для компании.

Одна из ядерных идей нашей программы «Базовые стратегии» на 2021 год: стать нужным. Нужен тот, кто может многое дать, и при этом демонстрирует, что он постоянно увеличивает этот диапазон.

Необходимо целенаправленно наращивать свою экспертизу (знания в профессиональных и общих областях), собирать навыки, получать разнообразный эмоциональный опыт, продуцентом которого является постоянный выход за свои пределы и экспериментирование. Важно приобретать прочные связи с людьми, которые в чем-то вас превосходят. Таких людей нужно находить и взаимодействовать с ними.

Динамичное движение по этим четырем осям — основной рычаг для персоны. С рядом оговорок эта конструкция применима и к компаниям.

«Навык важнее знания»

В манифесте АРБ Про на 2020-2021 годы есть тезис: навык важнее знания. Ты молодец, что знаешь, но почему не делаешь? Сейчас знаек надо менять на тех, кто умеет. Как получить навык из деятельности, которой до сих пор не было? Все просто — начать с этим работать.

Говоря о «Базовых стратегиях», отмечу, единственным условием для участников является уровень амбиций и готовность пускать в ход факты, решения и алгоритмы, которые предлагаются. То, о чем будем говорить, уже начало применяться и дало хороший результат.

На конференции рассмотрим краткие ключевые выводы 2020 года, блок решений по системе управления и блок прикладных решений, которые хорошо себя показали. Безусловно, эти практики обоснованы, за ними стоят работающие процессы.

Сейчас для любого бизнеса характерно то, что он не знает больше, чем знает. Не знать — не стыдно. Мы открыто говорим, давайте будем разбираться. Важно постоянно говорить себе: «Теперь я узнал, что я этого не знаю». Ситуация, когда человек считает, что он все знает, особенно руководитель бизнеса, опасна тем, что он не регистрирует область незнания, а ее существование повышает риски.

«Необходим пересмотр стратегии под ракурсом диверсификации»

Рынок MICE в 2020 году получил сильнейший удар. Наиболее пострадавшая часть экономики — контактные сервисы. Понятно, что они пошли в онлайн, но это не делается по щелчку пальцев, нужна экспертиза. Мы не знаем, какой отрасли удалось перебежать в онлайн и сгенерировать выручку сопоставимую с их прежней бизнес-моделью.

MICE (от англ. Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions) — область индустрии делового туризма, связанная с организацией и проведением различных корпоративных мероприятий.

Показ фильма о Листвянке не сгенерирует денежный поток сопоставимый с тем, если бы человек приехал на Байкал. По мере открытия экономики пострадавшие отрасли, безусловно, будут восстанавливаться и задумаются о диверсификации.

Диверсификация — расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства.

Дело не обязательно в пандемии, если мы говорим про те отрасли, которые зацепило. Могут быть санкции такого масштаба, что опять выключат международный туризм. Поэтому пересмотр стратегии, в том числе под ракурсом диверсификации, — это сегодня необходимость.

В России больше шести миллионов компаний, я думаю, что пять миллионов вообще не имеют никакой стратегии, идут да идут. Но есть отрасли креативной экономики, где ситуация заметно отличается. Прежде всего, гейминг. Игры для мобильных приложений, приставок и другого вида гаджетов продолжают лететь везде, даже в тех территориях, где пандемия не особо проявилась.

Креативные технологии в системе управления правят балом.

Все геймерские бизнесы, где есть управленческий учет, растут кратно — в два раза выросли в 2020 году. Мы смотрели отчеты ряда компаний в гейминге, по итогам января некоторые показали рост в четыре раза. Вслед за ними идут мультфильмы, они тоже растут.

«В 2021 году платформенная бизнес-модель уступила место экосистеме»

2021 год будет хуже, сложнее, жестче вне всякого сомнения. За рядом нелепых ограничений мы не до конца понимаем, что творится в мировой экономике, а там рецессия (спад производства или замедление темпов экономического роста — Прим. авт.), пересмотр оценок идет еженедельно.

В ключевой момент нужно вцепиться в базис системы управления. Что является базисом? Команда. Сейчас идет небывалая охота за топ-менеджерами по стране, им готовы платить любые деньги, потому что очень много зависит от того, кто встанет во главе команды.

Год будет более сложным. Мы этот взгляд предлагаем сохранять как полезный. А вдруг кто-то внезапно разведет тучи руками, и все будет хорошо? Разведет, значит разведет, но рассуждения «а если» нужно рассматривать под ракурсом, что начинаем что-то делать. Гораздо полезнее принимать эту данность, как она есть, и наращивать все элементы в системах управления. У вас должны быть готовы планы A, B, C, D и далее по алфавиту на случай наступления разнообразных событий, чтобы на каждое «а если» уже все понимали, что тогда делаем.

Мы входили в 2020 год, имея явное и очевидное преобладание платформенной бизнес-модели над всеми остальными. В понимании АРБ Про бизнес-модель — способ получения прибыли. В здоровой компании в стратегию зашито 3-5 бизнес-моделей.

В 2021 году платформенная бизнес-модель уступила место экосистеме. Экосистема в высокоприбыльных случаях предполагает колоссальную взаимовыгоду как для тех, кто строит экосистемы, так и для тех, кто смог туда войти. Если бизнес пока находится вне этого, то есть смысл начать думать, потому что создать свою экосистему или подключиться к существующей — дело не быстрое.

19 февраля в Иркутске Сергей Макшанов проведет бизнес-конференцию по стратегическому планированию на 2021 год «Базовые стратегии».

Алина Вовчек, IRK.ru
Фотографии предоставлены Байкальским центром тренинга

  • Светлана Сергеевна 12 февраля 2021 в 07:20 -2

    Мой первый комментарий!

    Главное когда бизнес открываешь сразу его в он-лайн запустить, мы сайт заказывали у этой компании они в Спб находятся супер ребята https://pixelspb.ru/

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля