Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Ловим пьяных водителей со спецротой ДПС

Аварии с участием пьяных водителей происходят практически ежедневно. Людей не пугает то, что садясь в нетрезвом виде за руль, они подвергают опасности не только свою жизнь, но и жизни окружающих. Госавтоинспекторы регулярно проводят рейды для выявления подобных нарушений. На одно из дежурств со спецротой ДПС отправилась журналист IRK.ru.

Шелеховский район, семь часов вечера. Я еду в патрульной машине вместе со старшими лейтенантами полиции инспекторами ГИБДД Романом Капшим и Андреем Петровым. До двух часов ночи мы будем ловить пьяных водителей. Тогда я даже не могла представить, как много людей осмеливаются сесть за руль после употребления алкоголя и наркотиков.

В патрулирование мы отправимся из поселка Дзержинск Иркутского района. Подхожу к зданию спецроты ДПС. На входе мне выдали пропуск и проводили в кабинет к заместителю командира подразделения майору полиции Сергею Максимову, где провели краткий инструктаж перед дежурством.

– Сегодня патрулируем Шелеховский район. Выявляем нетрезвых водителей. Выезжаете в 18:00, обратно в 2:00, – обратился майор одновременно ко мне и инспектору Роману Капшему. – Рома, ты сегодня за старшего смены.

Построение — и по машинам. До места сбора – шелеховского отделения полиции – ехать около получаса. Есть время разглядеть изнутри патрульную машину и порасспрашивать полицейских. Внешне автомобиль ДПС не узнать невозможно, а вот внутри все стандартно, как и в любой машине: сиденья, руль, приборная панель. То, что она внутри полицейская, выдает разве что рация, микрофон громкоговорителя, вместо «вонючки» — свисток, а за ручкой в двери спрятан полосатый жезл.

– Что вообще такое специализированная рота? Чем вы отличаетесь от других полицейских? — спрашиваю я Романа, глядя ему в глаза в зеркало заднего вида.

– Мы занимаемся сопровождением, батальоны этим не занимаются. Мы также в командировки ездим по районам области в очаги повышенной аварийности и, чтобы помогать местным подразделениям, …– ответ Романа прервал телефонный звонок. – Да, аптечка будет с нами.

– Что такое аптечка? – спрашиваю я, улыбаясь.

Роман переглянулся с Андреем и ответил: «Это передвижная лаборатория, пункт медицинского освидетельствования. Мы так между собой ее называем».

Тем временем, мы почти выехали из города на Култукский тракт. Роман и Андрей тихонько обсуждали, как прошли их выходные, а я разглядывала улицу и прохожих из заднего окна полицейской машины.

Прибыв в местный отдел ГАИ, все экипажи получили задание с указанием локации для патрулирования. Наше место – поселок Большой Луг. Позже инспекторы объяснили, что, как правило, на точку по одной машине не ставят. Потому что бывают ситуации, когда силами четырех полицейских можно справиться намного быстрее и безопаснее. Например, если погоня или задержание сразу нескольких нарушителей. Подобное чаще всего происходит в небольших населенных пунктах. Инспекторы рассказывают, что местные жители могут и машину ДПС окружить, и в драку полезть.

– И часто такое бывает? – обращаюсь к Роману.
– Не без этого, – улыбаясь ответил старший лейтенант.

Первая остановка – на выезде из Шелехова в сторону Олхи. Забегая вперед, скажу, после этой точки мы должны были отправиться в Большой Луг, но из-за пойманного нарушителя, который был предположительно в наркотическом опьянении, до села так и не доехали.

Нашей локацией почти до полуночи стала небольшая парковка у остановки «Иркутскагроремонт». Как только две машины ДПС припарковались, инспекторы вышли на дорогу и с первых минут начали тормозить автомобили для проверки водителей. Первая остановленная машина – с нарушением тонировки. По закону выписывается штраф в 500 рублей. Пленку тоже надо снять: сразу на месте или в течение 10 дней явиться в отдел ГАИ и показать чистые стекла. Девушка решила устранить нарушение сразу.

Тем временем, под звук отрываемой пленки, старшие лейтенанты Роман и Андрей остановили еще пару автомобилей. Чтобы определить на начальных этапах пьяный водитель за рулем или нет, инспектор может наклониться к открытому окну автомобиля во время передачи ему документов. Запах алкоголя чувствуется сразу. В таком случае водителя просят выйти из машины и пройти тест. Если человек отказывается, его автоматически признают употребившим алкоголь

Ближе к ночи проезжающих мимо нас машин стало меньше. С наступлением темноты инспекторы вместе с жезлом используют фонарик, чтобы водитель смог увидеть требование остановиться. После проверки документов большинство водителей отпускают.

– Всё в порядке, счастливого пути! – пожелал Андрей мужчине в темной куртке за рулем Toyota.

– Как вы понимаете, что автомобиль нужно остановить? – спрашиваю я у Романа и перебираю ногами от холода.

– По многим признакам. Первое, на что мы обращаем внимание, – это как едет автомобиль. Если водитель начинает вилять на дороге, или резко сбрасывает скорость, или фары не включены, то я обязательно его остановлю для проверки. В светлое время суток мы еще смотрим, пристегнут ли ремень безопасности, – отвечает инспектор, продолжая смотреть на дорогу, – если холодно, можно погреться в машине, – улыбнулся Роман.

– Спасибо. Не представляю, как вы стоите в морозы или дождь, – посмотрела я на него с сочувствием.

– Да, есть такой момент. Но ничего. Кто-то же должен следить за порядком на дороге, – сказал Роман.

Я пошла к патрульной машине, где Андрей оформлял штраф на совсем молодого человека. Парень управлял автомобилем без водительских прав. Его мама рассказала инспекторам, что плохо себя чувствует, поэтому попросила сына довезти ее до дома.

После того, как на мальчика оформили штраф, женщина, прихрамывая, села в автомобиль ДПС для оформления протокола. За такой «маневр» ей грозит штраф 30 тысяч рублей, сыну – 15 тысяч. После того, как все документы были оформлены, мать быстрым шагом пошла к машине, забыв, что должна хромать от боли. Хлопнув громко дверью, они вместе с мальчиком уехали.

– Часто такое бывает? – спрашиваю я у инспекторов.
– Постоянно, – вздохнул Андрей.
— А взятки часто предлагают? — задаю компрометирующий вопрос.
— Сейчас уже реже намного. Люди понимают всю ответственность за это. Кроме того, в первые 20 дней можно оплатить штраф с 50-процентной скидкой, — ответил мне Андрей и снова пошел к проезжей части.

Как мне позже объяснил замначальника областного УГИБДД ГУ МВД России подполковник полиции Алексей Уваров, инспектор обязан уведомлять руководство о каждой предлагаемой взятке. С начала года было зафиксировано 111 таких уведомлений, по 17 из них возбуждены уголовные дела. Кроме этого, каждый патрульный автомобиль ДПС оснащен системой видеонаблюдения с возможностью звукозаписи, а на кителе у инспектора установлен мобильный видеорегистратор. Записи с него ежедневно просматриваются ответственными лицами.

Около 22:00 Роман остановил водителя на сером Subaru Legacy. Во время проверки документов мужчина странно разговаривал и пытался оправдаться, непонятно, за что. Когда старшие лейтенанты стали проверять документы по базе, оказалось, что у мужчины девять неоплаченных штрафов, два из которых на 15 тысяч и 30 тысяч рублей, а права — просроченные. В случае, если на момент остановки у водителя есть не оплаченные в срок штрафы, то их сумма удваивается. Его автомобиль увезли на штрафстоянку.

Пока на нарушителя оформлялись протоколы, он, сидя в патрульной машине, рассказывал странные истории. То вчера упал со стремянки на стройке, то еле слышно шептал, что какой-то голос предупреждал его не ехать по этой дороге, а местами речь мужчины и вовсе была несвязной. Со стороны это, конечно, смотрится смешно, а на самом деле страшно от мысли, что такие водители ездят по дорогам и создают угрозу жизни людям.

Быстро отпустить горе-водителя не удалось. В среднем составление административного протокола занимает около 15-20 минут, а здесь их девять. Чтобы не сидеть с ним до конца смены, старшие лейтенанты начали вдвоем заполнять документы. Все это время мы сидели в машине вчетвером – инспекторы Роман и Андрей, я и веселый водитель Лев. Он продолжал шутить и рассказывать одному ему понятные истории, полицейские молча слушали, иногда ухмыляясь. В какой-то момент Лев начал дерзко разговаривать и «тыкать».

– Лев, ты помолчал бы немного. Настраивайся на то, что надолго тут. Еще в наркологичку поедешь с нами. Звони родственникам или знакомым, чтобы забирали тебя, – строго сказал ему Роман.

Второй экипаж, который был с нами на точке, тоже поймал пьяного водителя. Мужчина заплетающимся языком доказывал, что он полковник в отставке. И он, и Лев согласились проходить тест на алкоголь на месте. Оказалось, что это тоже не быстрый процесс. Для проведения процедуры инспектору нужно подготовить сам аппарат, проинструктировать водителя, кроме того, все должно быть обязательно записано на видео. Пока Андрей проводил тест на наличие алкоголя (около 20 минут), Роман продолжал составлять протоколы.

Одновременно с нашим водителем тест для своего нарушителя проводил соседний экипаж. На дороге дежурил только один инспектор. Зреет вопрос: сколько можно было бы выявить еще нарушителей, если у полицейских не уходило бы столько времени на заполнение бумажек? А сколько ДТП можно было бы избежать.

Алкотестер показал, что Лев не пьян. Остается проверить, употреблял ли он наркотики. Вместе едем к мобильному пункту медицинского обследования. Лев уже не так весел, как был час назад. Он начал звонить знакомым и жаловаться на ситуацию. Бранясь, не стесняясь ни меня, ни полицейских, рассказывал кому-то, что «надо было ехать по другой дороге». То есть ему даже не совестно, что нарушил кучу правил. Больше переживал за то, что инспекторы сорвали его планы. Подъезжая к месту, Лев признался полицейским, что утром употреблял легкие наркотики.

Время 23:30. Мы приехали к «аптечке», где стояла очередь из четырех человек – водителей, которые предположительно управляли автомобилем в алкогольном или наркотическом опьянении. Медосвидетельствование проходит в переоборудованной ГАЗели. Врач проводит тест на 18 видов наркотиков. Затем водителя отпускают, но обязывают его явиться в отдел полиции в течение недели. После сдачи тестов на наркотики водителям вручаются протоколы. Результаты исследований готовятся в течение суток. В случае, если они положительные, для нарушителя наступает уже уголовная ответственность.

Пока мы ждали своей очереди, прошло около 30 минут. Роман в это время дозаполнял документы по штрафам нашего горе-водителя. В общей сложности на административную работу у инспектора ушло 3 часа. Все это проходит в машине, в неудобных условиях.

– Неужели нельзя придумать какую-то простую электронную систему? Чтобы это не занимало столько времени? – спросила я у Романа, который перебирал кучу бумажек.
– Если такая система появится, то она заметно упростит нашу работу, – отметил Роман.

После того, как Лев прошел все анализы, мы отвезли его в отделение полиции, куда отдали документы со смены. Время 1:30. Я уставшая и разбитая. Состояние инспекторов можно только представить. Смена подошла к концу. Полицейские довезли меня домой, а сами поехали сдавать оружие и отчитываться по отработанной смене. Дома они будут в лучшем случае часа в четыре.

Екатерина Шанк, IRK.ru
Фото автора

Екатерина Шанк, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Hunter 13 октября 2021 в 17:18

    А машины инспекторов по правилам стоят? их разве не должно быть заранее видно участникам движения , плюс мигалки не включены в условиях ограниченной видимости. Парни хорошее дело делают, но сами то тоже должны соблюдать правила.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля