Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

Неудобная тема

Статьи о сложных социальных проблемах нашего общества.

Бьёт — значит губит

около 12 минут на чтение 115 комментариев
Бьёт — значит губит

1 февраля Совет Федерации утвердил закон о декриминализации домашних побоев. Ещё на стадии обсуждения инициатива подняла волну возмущения, вылившуюся в акции протеста в ряде городов России. Так что же меняет нашумевшее нововведение и чем обусловлен общественный резонанс? Мнения тех, кто напрямую сталкивался с жестокостью в семье, и реальная статистика домашних побоев в Иркутской области — в материале ИА «Иркутск онлайн».

Из коллизии в коллизию

В июне 2016 года Госдума приняла закон, выделивший семейное насилие как отдельный квалифицирующий признак преступления, закрепленный в статье 116 УК РФ. С того дня за домашние побои заводились уголовные дела, а дебошир мог получить до двух лет лишения свободы.

Но не прошло и месяца, как сенатор Елена Мизулина, назвавшая закон «спорным» и «антисемейным», внесла на рассмотрение парламента свою инициативу о декриминализации семейного насилия. Тогда же прозвучали её слова, что семейные побои — «это насилие без вреда здоровью и даже насилие без насилия», которые ей с тех пор нередко припоминают.

27 января Госдума в третьем чтении одобрила предложение Мизулиной. По нему уголовное наказание заменяется на административное в виде штрафа от 5 до 30 тысяч рублей, ареста до 15 суток или обязательных работ до 120 часов.

Одним из основных доводов законодателей, ратовавших за декриминализацию, была необходимость устранения правовой коллизии, возникшей летом 2016 года. Получалось, что побои в семье стали считаться преступлением, а на улице — по-прежнему лишь административным правонарушением. Соответственно, новый закон должен их уравнять.

Помимо резонного вопроса о выборе декриминализации (почему бы, например, снова не возвести уличные побои в разряд уголовных преступлений?), закон тут же наткнулся на новые несостыковки, которые не смогли ускользнуть от внимания противников закона Мизулиной.

— Во-первых, в уголовном кодексе остались наказания за побои на национальной, расовой или религиозной почве, — замечает Дарина Захарова, организатор иркутского пикета, прошедшего 28 января. — Получается, имеем двойные стандарты. Если человек дал пощечину со словами «не верю в Христа», ему грозит уголовное наказание, если же отец ударит ребенка или жену, появится лишь вероятность штрафа.

Уличные побои, отмечает активистка, как правило, разовые явления. Домашнее насилие происходит систематически. Эту мысль, как и многие другие, зафиксировали на транспарантах участники иркутского пикета.

Иногда дом — самое опасное место

Акция под таким названием собрала на площади у статуи бабра на стрелке 130-го квартала около 30 человек. Было бы больше, говорит Дарина Захарова, если бы с принятием закона так не торопились.

— Это была моя инициатива, когда я узнала об этой ситуации, увидела, что девушки из Москвы собирались организовать акцию протеста. Я решила, тоже надо что-то делать, нельзя молчать, нужно высказать свое мнение об этом.

— Я категорически не согласна с этим законом, — присоединяется участница акции Елена Варфоломеева. — У нас в стране нет механизма, который бы защищал жертв домашнего насилия. Уголовная статья была хотя бы каким-то рычагом воздействия на домашних тиранов. У меня есть знакомые, которых это касалось, есть личный опыт борьбы с домашним насилием. И это одна из причин, почему я сюда пришла.

Участниками пикета стали представители общественных организаций и сообществ, в том числе движение «Женская солидарность» и иркутские анархисты. Игорь Мартыненко, частый гость на пикетах и митингах, пришёл на пикет, как он говорит, в силу идейных ценностей.

Игорь Мартыненко
Игорь Мартыненко

— Я анархист. Для меня метод воспитания шлепками и подзатыльниками, который считают нормой такие люди, как Мизулина, нормой не является. Домашнее насилие у нас в России процветает, мало кто обращается в органы. Жёны не обращаются, а уж дети-то и подавно. Если сегодня нормой становятся подзатыльники и шлепки, то неизвестно, что ею станет завтра.

Сама же Дарина Захарова называет выведение побоев из уголовного кодекса возмутительным. Во-первых, это располагает к восприятию насилия как нормы. Во-вторых, административная статья — длинный бюрократический процесс, и если раньше женщины боялись заявлять в полицию, то после декриминализации — тем более, ведь им придется защищать себя самостоятельно.

Для Дарины тема домашнего насилия особенно близка. Она рассказала, что ей пришлось пережить в стенах родного дома и как сформировалось её отношение к семейному насилию.

О чем не говорят

«Моя мама была в браке пять раз, и лишь последний стал удачным. Периодически между ней и её мужьями случались драки, в ход шли стулья и кулаки. Когда мне было 18 лет, между мамой и отчимом случился очередной конфликт, перешедший в драку. Я испугалась, что он её сильно покалечит, и была вынуждена вступиться, иначе неизвестно, чем бы это закончилось.

В моём детстве было много насилия — физического, морального и сексуального, это навсегда оставило во мне тяжелые психологические травмы. Из-за этого я много раз убегала из дома. Однажды, когда мама меня нашла, уже по пути домой в приступе ярости она начала меня бить, повалила, пинала ногами.

Как-то мама избила меня плойкой по голове и попала по уху, оно было черным целую неделю. И мне было стыдно за это, хотя должно было быть стыдно ей. В возрасте пяти лет отчим домогался до меня сексуально, но я не посмела никому об этом сказать. Боялась, что мама осудит меня, мне было стыдно и больно. С этим отчимом мне пришлось прожить ещё много лет в одном доме и называть его папой. Повзрослев, я рассказала обо всем матери, но она ответила: „Это было так давно, не стоит выносить сор из избы“.

Самое страшное, что наша семья была самой обычной, считалась достаточно благополучной, из среднего класса. Но никто не знал о том, что творилось за нашими стенами.

И таких случаев очень много. Вы удивитесь, если узнаете, насколько часто в семьях случается физическое и сексуальное насилие. Об этом не говорят, слишком уж неудобная правда, унизительная, приносящая боль. Не каждый может вот так взять и рассказать.

Моя мать была и есть уважаемая женщина в своем городе, никто и подумать не мог, что она способна на такое, а я боялась её, всю жизнь чувствовала свою вину, как будто я была виновата во всем, чувствовала себя недостойной и грязной. Только когда я обратилась за помощью, психолог дала мне понять, что это не так.

Для любого ребенка родитель — безусловный авторитет, и я в том возрасте воспринимала физические наказания как что-то дозволенное. Ведь родители „знают, как воспитывать детей правильно“. Поэтому аргумент, мол, теперь каждый ребенок может заявить на родителя „за шлепок и подзатыльник“, не обоснован. Нет ни одного подобного примера.

Не выносить сор из избы — принцип большинства людей, и такие законы, декриминализирующие уголовное наказание за домашнее насилие, только закрепляют этот принцип. Если раньше большинство жертв предпочитали не доводить дело до суда и полиции, то после декриминализации тех, кто обратился в суды и правоохранительные органы, станет в разы меньше из-за унизительного и долгого бюрократического процесса. Это очень опасный закон».

«Все так живут»

По данным полиции, три четверти жертв домашних побоев — женщины. В течение полугода страх уголовного наказания, словно дамоклов меч, нависал над домашними тиранами. Закон не только помогал воздействовать на дебоширов, но и давал надежду тем, кто всё еще терпел и боялся. Директор иркутского кризисного центра «Мария» Наталья Кузнецова рассказывает, что за это время их юристам через суд удалось обезопасить несколько семей:

— По крайней мере, мы доводили такие дела до конца, и те жертвы насилия теперь живут нормально. Они стали примером для других женщин, делятся опытом, как справились, что не надо опускать руки, что есть шанс.

Сейчас их организация занимается несколькими делами. Директор же всерьез опасается, что вскоре подобный опыт станет редкостью.

— Если люди опасались какой-то ответственности, то теперь заплатить штраф — вообще не проблема для домашнего насильника, — сетует Наталья. — Он заплатит и будет бить дальше. Таких случаев где-то 70 %, когда это продолжается.

К сожалению, добавляет директор кризисного центра, вокруг многих женщин сформирована губительная среда, когда родственники и друзья внушают, что в домашнем насилии нет ничего страшного, мол, «все так живут».

— У нас неохотно этим занимаются, это внутрисемейные отношения. Сами жертвы, зная, что им никто не поможет, не доводят дело до конца, начинают жалеть своих мучителей. Но сейчас просто руки всем развязывают. И чего им теперь ждать?

Чем дальше — тем страшнее

В полиции подтверждают: введение уголовной ответственности сказалось на статистике семейно-бытовых преступлений в Иркутской области. О ней рассказал начальник отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних МУ МВД России «Иркутское» Василий Елисеев.

В 2015 году, еще до принятия пока действующего закона, в регионе завели 259 уголовных дел по статье 116 УК РФ. В 2016-м к ответственности привлекали чаще — количество дел возросло до 602. Одновременно произошло уменьшение числа тяжких и особо тяжких бытовых преступлений.

Только по данным за январь 2017 года снижение по сравнению с аналогичным периодом 2016-го составило 42% — с 40 до 23 случаев.

— Данные показывают эффективную профилактику тяжких преступлений. Люди понимают, что это наказуемо, что сразу заводится уголовное дело, — говорит Василий Елисеев. — Раньше они могли остаться безнаказанными — им пальцем погрозили, на учёт поставили, беседу профилактическую провели, а потом опять побои.

Прослеживается закономерность: чем меньше город — тем чаще фиксируются случаи семейного насилия. Пусть лидером по количеству уголовных дел остаётся Иркутск (в 2016 году в областном центре по 116-й статье завели 91 уголовное дело), но при расчете на число жителей малые города заметно опережают — в 78-тысячном Усолье-Сибирском за год завели 50 дел, в 34-тысячном Нижнеудинске — 44.

При поступлении вызова по семейному насилию происходит стандартная процедура: дебошира забирают в отдел полиции до выяснения обстоятельств. Жертвы побоев проходят судебно-медицинскую экспертизу, где определяется тяжесть причиненного вреда, и выносится заключение. Насильники ставятся на профилактический учёт под контроль службы участковых. В Иркутске таких насчитывается 1367 человек.

Но и эта цифра далека от реальных масштабов происходящего. Полицейский подтверждает слова Дарины Захаровой — основная масса преступлений не доходит до правоохранительных органов:

— Надо понимать, что очень много случаев, когда люди сами не доводят дело до суда. Но заявки такие поступают каждый день. Даже в рамках Иркутска это целый вал…

***

Каждый пятый ребенок в стране становится жертвой физического насилия, причем в 80 % случаев это происходит дома. Всего же, по данным МВД, в семьях совершается 40 % всех тяжких насильственных преступлений. В России на учёте стоят 153 тысячи семейных дебоширов.

Для активистов борьба не закончилась — на 11 февраля намечен митинг. Пока же тем, кого возмущает нововведение, кто страдал от домашних побоев или вышел на пикет сказать о своем несогласии, остаётся ждать, подпишет ли спешно принятый закон президент.

А у домашних тиранов есть время подготовиться к новым правилам. Портал LIFE, например, опубликовал скандальное видео «Топ-5 способов применять в семье насилие и не оставить следы побоев на любимых». Тем не менее, дебоширам на всякий случай стоит готовить от 5 до 30 тысяч рублей для оплаты штрафа (если жертва, конечно, не побоится заявить). Полный прайс, иронизировали участники иркутского пикета, можно посмотреть на сайте Госдумы.

Автор фото — Валерия Алтарёва

URL: http://www.irk.ru/news/uncomfortable/article/61187/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Оставить свой отзыв

Отзывы

  • Jaye Tyler
    Jaye Tyler 3 февраля 2017 в 15:21

    Как так получилось, что Дума принимает закон, ужесточающий наказание за домашнее насилие, а через полгода принимает закон, его декриминализирующий, при том что состав Думы поменялся, насколько я понимаю, не сильно?

    ответить посмотреть ответы (5)
    Плохой комментарий +5 Хороший комментарий
  • Майкл Джордан
    Майкл Джордан 3 февраля 2017 в 15:22

    А зачем эти! хотел сказать милые но скажу тупые барышни выбирают таки!? ну допустим выбрала ты дегенерата ну ладно ошиблась, так уходи зачем терпеть. Вывод очевиден, просто нравятся им эти бойни.

    ответить посмотреть ответы (7)
    Плохой комментарий -11 Хороший комментарий
  • Серый Волатаб
    Серый Волатаб 3 февраля 2017 в 15:25

    Помню одноклассник хотел ночью пырнуть ножом отчима (тот колотил его и его мать). Отговорили его. Двойственное чувство, такие вещи нельзя пускать на самотек, но и ножом по горлу тоже, вроде как, не выход…

    ответить
    Плохой комментарий +6 Хороший комментарий
  • Яхонт Янтарь
    Яхонт Янтарь 3 февраля 2017 в 15:29

    Согласен, чтобы не страдать от побоев нефиг «выскакивать» замуж за уродов. подмигиваю Смотрите какое простое решение этой проблемы.

    ответить посмотреть ответы (15)
    Плохой комментарий -12 Хороший комментарий
  • citizen38
    citizen38 3 февраля 2017 в 15:32

    Не касаясь темы домашних побоев, в статье резануло следующее:
    1. Моя мама была в браке пять раз, и лишь последний стал удачным.
    Может дело в маме? Не может же так не везти.
    2.Вот сначала в однополых семьях типа «мама-бабушка» воспитывают игоречков, сюсюкая до 18-летия, вечно ограждая от всего «сыночек, не прыгай, не ходи, не пачкайся» , а потом из-за диссонанса домашнего сюсюкивания и объективной реальности получаются анархисты-частые гости пикетов и митингов, которых можно описать одним слово - незамутненный.

    ответить посмотреть ответы (5)
    Плохой комментарий +3 Хороший комментарий
  • oz
    oz 3 февраля 2017 в 15:40

    В пикете, наверняка, участвовали те, кого эта проблема и не касается.
    А кого касается - некогда им по пикетам шляться, да и в полицию все равно не обратятся, хоть под УК, хоть под КОАПом будет домашнее насилие..
    Предлагаю лучше уважаемым комментаторам поддержать возврат летнего времени - петиции очень неохотно подписывают люди, наверное, никого не волнуют бессмысленно ранние рассветы и ранние закаты (минус час светлого ЛИЧНОГО времени ежедневно)..

    ответить посмотреть ответы (8)
    Плохой комментарий 0 Хороший комментарий
  • Анатолий Борисович
    Анатолий Борисович 3 февраля 2017 в 15:43

    Если обнаглевшего внучка дед ремнём наказал- тоже «побои»? Не надо развязывать руки борзеющей школоте. Уже с пяти лет права качают

    ответить посмотреть ответы (5)
    Плохой комментарий +5 Хороший комментарий
  • Анатолий Борисович
    Анатолий Борисович 3 февраля 2017 в 15:44

    А когда жены пилят мужей- это не психологоческое насилие, товарищи бунтовщицы?

    ответить
    Плохой комментарий +5 Хороший комментарий
  • DoZa
    DoZa 3 февраля 2017 в 16:26

    Нормальная поправка. Не понимаю, почему все ноют? Теперь хоть как-то можно наказать в короткие сроки кухонного боксёра, а не как раньше была волокита, которая приводила чаще всего к примирению в суде. 116 статья перешла из частного обвинения в разряд частично-публичного, и можно неилюзорно отправить тирана на нары, и теперь простого применения в суде недостаточно. А так же есть 116.1, для тех кто под административкой будет продолжать в лёгкой форме бушевать.

    ответить посмотреть ответы (11)
    Плохой комментарий +2 Хороший комментарий
  • DoZa
    DoZa 3 февраля 2017 в 16:31

    Почему этим людям что вышли с плакатиками не приходит в голову, что то что было – не работало как следует? Почему отказывали в возбуждении уголовного дела, и почему огромному числу женщин не хватает сил и ума на то, чтобы в порядке частного обвинения разбираться в суде? Они против чего там вышли плакатики свои показывать? Против собственной тупости? не знаю

    ответить посмотреть ответы (15)
    Плохой комментарий -4 Хороший комментарий
  • Jaye Tyler
    Jaye Tyler 3 февраля 2017 в 18:44

    Вот мне интересно, почему те, кто высказываются за новый законопроект, игнорируют тему наказания преступления. Да, с домашним насилием надо бороться, да, нужно помочь его жертвам, но есть ведь ещё и преступник. Преступник должен быть наказан. Почему вами игнорируется этот аспект проблемы?

    ответить посмотреть ответы (5)
    Плохой комментарий +2 Хороший комментарий
  • grek14
    grek14 3 февраля 2017 в 21:26

    Почему то среди лиц пикетчиков не увидел ни одной женщины в возрасте 30+, т.е. тех, кто РЕАЛЬНО мог бы слолкнуться с этим. Стоят девочки с сопливыми носами и анархисты-бездельники, которые о семейной жизни знают только из сериалов и чужих инстаграмов.
    И самое главное. Ну вот, вернут обратно уголовное наказание. Что измениться то? Те, кто молчал, все равно будут молчать. Те, кто не хотел терпеть, сразу уходят, а не ждут очередных побоев. Думаете, если мужик вас бил, то ужесточение наказания его испугает? Нет. Практика показывает, что если без царя в голове, то это навсегда. Те кто бухал за рулем, так и продолжает бухать, и увеличение штрафов/наказания им пох.

    ответить посмотреть ответы (10)
    Плохой комментарий +4 Хороший комментарий
  • Jahoo
    Jahoo 3 февраля 2017 в 23:22

    Когда был перекос в пользу насилия со стороны посторонних, они почему-то не протестовали. Интересно, почему?

    ответить
    Плохой комментарий 0 Хороший комментарий
  • Roma Qx
    Roma Qx 4 февраля 2017 в 00:26

    Ура! Мой первый комментарий!

    Добрый день или вечер…. Хочу пойти на митинг. Где он будет и когда??? ЛЮДИ!!! ПРОШУ ВСЕХ!! НАДО ВСЕМ МИРОМ УЧИТСЯ ОТСТАИВАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ… К сожалению я тоже знаю что такое муж дебошир и как милиция НЕ приезжает когда тебя уубивают!!!!! И как я его чуть не зарезала ножом.. он руку мою перехватил… Боже мой, как я все это пережила и осталась жива и свободна!!! ХОЧУ ПОЙТИ НА МИТИНГ!!! Где и когда????

    ответить посмотреть ответы (3)
    Плохой комментарий +4 Хороший комментарий
  • Алик Спиртов-Водкин
    Алик Спиртов-Водкин 4 февраля 2017 в 15:16

    Интересно,деушка на первой фотке ваще в курсах,что у ней на бумажонке накалякано ?Кто такое «Мизуаина»?смеюсь Нравятся мне такие митингующие.За медную монетку готовы, хоть слово «душ» с тремя ошибками на плакатике всем показывать.смеюсь

    ответить посмотреть ответы (3)
    Плохой комментарий -1 Хороший комментарий
  • Зинаида Пончик
    Зинаида Пончик 5 февраля 2017 в 22:14

    Тема на самом деле замалчиваемые. Показатели на самом деле выше. Особенно незавидна участь женщин, имеющих детей и зависящих материально от мужчин-тиранов. Как правило сначала психологическое давление, а затем и физическое, если жертва манипулятора не производит «правильных» с его точки зрения действий. Любая мелочь может вызвать вспышку агрессии. А куда женщине идти? Обратно в родительский дом? Стыдно. Друзья тоже по существу не помогут. Женщина остается один на один с этой проблемой. Конечно кто-то может сказать - пускай идет работать и искать нового мужа. Но найти хорошо оплачиваемую работу, имея на руках малолетнего ребенка, а тем бюолее хорошего отца детям от другого отца сложно. Никто не хочет чужой «багаж». Усугубляет ситуацию чувство безнаказанности тиранов. Поверьте, слово «лишение свободы» может остановить этих гнилых «мужчин». Они применяют свою силу и останавливаются только в том случае, если противник сильнее. А умники-комментаторы смотрят на эту ситуацию с точки зрения мужчины, не женщины и скоры переложить вину на последних: указывают на слабость женщин, отсутствии воли, в неспособности решить проблему, вроде «сама позволяет так с собой обращаться». Нам далеко еще до европейского уровня защиты прав женщин. Почему-то это воспринимается что феминистки начинают качать права. Но ведь это элементарная защита жизни и здоровья личности. Если мы не хотим видеть наших дочерей, сестер, матерей битыми, то наш моральный долг хотя бы в порицании таких людей и тех, кто считает незазорным ударить женщину или ребенка.

    ответить посмотреть ответы (1)
    Плохой комментарий +3 Хороший комментарий
  • Зинаида Пончик
    Зинаида Пончик 5 февраля 2017 в 22:17

    Извиняюсь за грамматику. Неудобно было набирать текст. ((

    ответить
    Плохой комментарий 0 Хороший комментарий
  • VadimV
    VadimV 6 февраля 2017 в 12:05

    Я вот только не понял, вроде ж в законе есть насчет повторного уличения в побоях. Т.е. ежели в первый раз гражданин отделался штрафом, то во второй как раз светят нары. Тогда о каком "Он заплатит и будет бить дальше. Таких случаев где-то 70 %, когда это продолжается.
    " идет речь?

    ответить посмотреть ответы (1)
    Плохой комментарий +2 Хороший комментарий
  • Александр Курсаков
    Александр Курсаков 8 февраля 2017 в 21:09

    Если человек дал пощечину со словами «не верю в Христа», ему грозит уголовное наказание, если же отец ударит ребенка или жену, появится лишь вероятность штрафа.
    Вся суть России фанатичной.

    ответить
    Плохой комментарий 0 Хороший комментарий
  • Vanityfair
    Vanityfair 25 февраля 2017 в 21:57

    Кто эти люди на пикете, за что они стоят? У них есть мужья, жены, дети? И в целом создается впечатление, будто люди не в курсе, что они отстаивают - полную декриминализацию домашних побоев никто не проводил. А их плакатики и листовки создают информационный повод, выворачивая ситуацию наизнанку. Видимо, они либо не читали закона, либо игнорируют реальную ситуацию намеренно. Каковы мотивы, интересно? Похоже на какую-то проплаченную акцию, потому что когда люди серьезно готовятся, они, как минимум, правильно пишут фамилию «обидчика» на плакате.

    ответить
    Плохой комментарий +1 Хороший комментарий
Страницы
следующая →

5 историй, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход