Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

Как самолет готовят к вылету

Как это устроено? → 28 комментариев
Ан-148 авиакомпании «Ангара». Фото Никиты Пяткова
около 7 минут на чтение
Ан-148 авиакомпании «Ангара». Фото Никиты Пяткова

Каждый день отсюда в небо поднимаются самолеты. Мы побывали на летном поле иркутского аэропорта и узнали, как проходит подготовка воздушного судна к вылету.

Попасть на летное поле, даже если ты журналист, непросто. Все-таки аэропорт — это режимный объект. Но нам удалось. Мы посетили территорию аэропорта еще в августе, однако подготовка материала заняла больше времени, чем рассчитывали. Зато теперь вместе можем вспомнить лето с его яркой зеленью.

На проходной у нас проверили паспорта и выдали пропуска. Через 10 минут за нами приехал служебный автомобиль, и мы отправились к месту нашей экскурсии.

Ан-148 прилетел в Иркутск из Маньчжурии. Отсюда через пару часов он вылетит в Мирный. Посмотрим, как воздушное судно готовят к вылету, но перед этим имеет смысл немного рассказать о нем.

Самолет прилетел из Манчьжурии и через пару часов отправится в Мирный.
Самолет прилетел из Манчьжурии и через пару часов отправится в Мирный.
В парке авиакомпании «Ангара» пять таких воздушных судов .
В парке авиакомпании «Ангара» пять таких воздушных судов .

Ан-148 — ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет. В авиакомпании «Ангара» таких воздушных судов пять. Самолеты выпущены в 2012 году Воронежским акционерным самолетостроительным обществом (ВАСО).

Такой самолет удобен для рейсов протяженностью до 4 часов полета. Функцию трапа у него выполняет дверь. Пассажирских мест в его салоне 75.

Еще самолет ласково называют «грустным осликом». Начали фотографы, а потом и у членов экипажа, и у пассажиров прижилось такое определение. Когда смотришь на Ан, стоя к нему лицом, кажется, будто он повесил уши.

Ан-148 — ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет.
Ан-148 — ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет.
Пассажиры и экипаж еще называют его «грустным осликом».
Пассажиры и экипаж еще называют его «грустным осликом».

Из Иркутска такие самолеты летают в Братск, Новосибирск, Красноярск, Мирный, Якутск, Благовещенск и Владивосток. Есть длинный рейс, «трамвайчик», Иркутск-Новосибирск-Челябинск-Казань. Ан-148 также летает в аэропорт, построенный для нефтяников — Талакан.

На таких самолетах не только в соседние регионы, но и за границу полететь можно. В Маньчжурию, например. У «Ангары» действует большая чартерная программа. К ней относятся прямые перелеты из Иркутска в Токио и Осаку (Япония), и рейсы в эти города через столицу Бурятии — Улан-Удэ.

На борту, как правило, находятся два члена экипажа — командир воздушного судна и второй пилот — и два бортпроводника. На длинные рейсы с ними также летит бортовой авиатехник. Во время подготовки к вылету нас в сопровождении работника авиакомпании охотно пустили в самолет, хотя мы и путались под ногами.

Если бортпроводницу мы еще уговаривали сфотографироваться (она в итоге любезно отказалась), то с экипажем вопрос был решен сразу — нам не разрешили. Есть у летчиков такая примета: они никогда не фотографируются перед полетом. Чтобы мы осознали всю серьезность момента, нам рассказали историю, когда командир самолета крупной авиакомпании, заметивший, что его фотографировали, наотрез отказался подниматься в небо.

Летчики люди суеверные: перед полетом они не фотографируются.
Летчики люди суеверные: перед полетом они не фотографируются.

После того, как пассажиры покинули борт, начинается самое интересное. Воздушное судно готовят к следующему рейсу. Предполетная подготовка занимает от 40 минут до часа.

— После посадки производят внешний осмотр самолета. На отказы, утечки жидкости и неисправности его проверяют через систему технического обслуживания. На компьютере смотрим, вся информация необходимая для определения исправности самолета отображается в кабине экипажа, — поясняет ведущий инженер АК «Ангара» Сергей Грищенко.

Ведущий инженер АК «Ангара» Сергей Грищенко рассказывает о тонкостях заправки самолетов.
Ведущий инженер АК «Ангара» Сергей Грищенко рассказывает о тонкостях заправки самолетов.

Сначала самолет проверяют инженеры и техники, затем снаружи и внутри его осматривает экипаж, который на нем полетит. Техническое обслуживание Ан-148 Ангара проводит самостоятельно, на собственной производственной базе. Если произойдет какая-то серьезная поломка и потребуется замена деталей, то обратятся на завод изготовитель.

Салон самолета тщательно убирают после каждого рейса. Это занимает не меньше 30 минут. Мойщицы выносят из него мусор, пылесосят, заменяют одноразовые подголовники на креслах и наводят чистоту в туалетах.

Уборка самолета занимает не меньше 30 минут.
Уборка самолета занимает не меньше 30 минут.
На пассажирские кресла надевают одноразовые подголовники.
На пассажирские кресла надевают одноразовые подголовники.
Мойщицы протирают трап.
Мойщицы протирают трап.
Пакеты с мусором выносят на летное поле, а затем вывозят с территории аэропорта.
Пакеты с мусором выносят на летное поле, а затем вывозят с территории аэропорта.

Следующий этап — заправка воздушного судна. Про нее расскажем подробнее. Количество топлива необходимое для полета рассчитывают в специальной программе SITA. С ее помощью экипаж определяет сколько, учитывая дальность полета, ему понадобится топлива для перевозки определенного числа пассажиров.

На табло инженер выставляет необходимое количество топлива.
На табло инженер выставляет необходимое количество топлива.
После этого происходит автоматическая заправка.
После этого происходит автоматическая заправка.

— На табло я выставляю топливо, которое необходимо. То есть летчики посмотрели данные в SITA, позвонили нам и сказали, сколько нужно заправлять, — рассказывает ведущий инженер. — После этого я открываю заправочную панель, там есть контрольный талон, по нему выставляю плотность, температуру замера и кристаллизации, необходимое для полета топливо. Всё, в дальнейшем происходит автоматическая заправка.

Объем бака у самолета составляет 11700 литров. В авиации топливо заправляется в литрах, но пересчитывается и учет ведется в килограммах. Такая здесь действует система измерения количества и расхода топлива.

К самолету подъезжает машина с полным баком, от нее заправщики протягивают шланг.
К самолету подъезжает машина с полным баком, от нее заправщики протягивают шланг.
Топливо заправляется в литрах, но учет его ведется в килограммах.
Топливо заправляется в литрах, но учет его ведется в килограммах.

Сколько топлива остается в баке у самолета, когда он прилетает? Есть минимальный остаток, который нужен экипажу для того, чтобы, в случае необходимости, долететь до запасного аэродрома. Точную цифру не назовешь, потому что необходимый остаток варьируется от дальности запасных аэродромов.

Прилетевший экипаж подает информацию об остатке, и самолет заправляют нужным количеством топлива. Как правило, к нему подъезжает машина с полным баком, от нее заправщики протягивают шланг.

Примерно за 40 минут до вылета на борт загружают багаж пассажиров, груз и бортовое питание. В зависимости от продолжительности полета авиакомпания определяет рацион питания для каждого отдельного рейса. Это может быть как горячее питание, как и просто прохладительные напитки.

Погрузка багажа, груза и бортового питания начинается за 40 минут до вылета.
Погрузка багажа, груза и бортового питания начинается за 40 минут до вылета.
К воздушному судну подъезжает автобус с пассажирами и начинается посадка.
К воздушному судну подъезжает автобус с пассажирами и начинается посадка.
В Мирный сегодня летят 58 человек.
В Мирный сегодня летят 58 человек.
Почти через два часа рейс Иркутск-Мирный прибудет в пункт назначения.
Почти через два часа рейс Иркутск-Мирный прибудет в пункт назначения.

Обычно багаж начинают грузить, когда регистрация на рейс подходит к концу. Значит, совсем скоро сюда приедет автобус, из него выйдут люди, поднимутся по трапу и займут свои места в салоне самолета.

Отходим в сторону от Ан-148 и дожидаемся начала посадки. В Мирный сегодня летят 58 человек. Правда, по выдвижному трапу одновременно смогут подняться не больше трех пассажиров. Есть у него ограничение по весу. За соблюдением требования следят сотрудники аэропорта, которые находятся рядом с трапом и помогают пассажирами подняться на борт.

Почти через два часа рейс Иркутск-Мирный прибудет в пункт назначения. Там у него будет час стоянки.

В это время проведут очередную предполетную подготовку. Все по такому же принципу, как мы с вами наблюдали. После этого Ан-148 выполнит обратный рейс в Иркутск и проведет еще почти два часа в воздухе.

Алина Вовчек, ИА «Иркутск онлайн»

Оставить свой отзыв

Отзывы

  • Nixon
    Nixon 1 ноября 2016 в 11:17

    Вот это было интересно почитать клево!

    ответить
    Плохой комментарий +27 Хороший комментарий
  • சன் டிக் தேநீர்
    சன் டிக் தேநீர் 1 ноября 2016 в 11:29

    А в Иркутск когда-нибудь прилетали самолеты с необычной ливреей?

    ответить посмотреть ответы (5)
    Плохой комментарий +3 Хороший комментарий
  • Дмитрий Федотов
    Дмитрий Федотов 1 ноября 2016 в 11:40

    Про фотографирование-сказка. Просто «засветиться» не захотели.. машу рукой

    ответить посмотреть ответы (9)
    Плохой комментарий -12 Хороший комментарий
  • Степан Фрейнд
    Степан Фрейнд 1 ноября 2016 в 11:59

    Почему нет пометки «на правах рекламы»? Почему вместо грустного осла не показали, к примеру, АН-24 74 года выпуска?

    ответить посмотреть ответы (1)
    Плохой комментарий +4 Хороший комментарий
  • роман романов
    роман романов 1 ноября 2016 в 12:03

    статья полный отстой, тема не раскрыта до конца, не информативно, не интересно, написано поверхностно, скучно.

    ответить посмотреть ответы (3)
    Плохой комментарий -9 Хороший комментарий
  • Сергей Бакшеев
    Сергей Бакшеев 1 ноября 2016 в 15:34

    Кто сказал «Ерощенко»? крутой

    ответить посмотреть ответы (1)
    Плохой комментарий +4 Хороший комментарий
  • Иван Пахомов
    Иван Пахомов 1 ноября 2016 в 23:43

    Отличная реклама для авиакомпании.

    ответить
    Плохой комментарий +3 Хороший комментарий
  • Владислав
    Владислав 2 ноября 2016 в 15:17

    Работал авиатехником по ГСМ, в своей работе сталкивался и с авиатехниками, занимающимися обслуживанием воздушного судна. Со стороны работа не пыльная, но вонючая (керосин однако) и невероятно ответственная. Мелочей в авиации нет в принципе. А при любом авиапроисшествии - в первую очередь проверяют работу авиатехников, кто обслуживал и заправлял судно в крайние пять рейсов. Работа невероятно ответственная, но увы оплачиваемая ниже среднего. Хотя где сейчас платят простым специалистам ? Нигде. Хотя есть и исключения - но это все случайности.

    ответить
    Плохой комментарий +5 Хороший комментарий
  • gusya228
    gusya228 3 марта 2017 в 23:16

    Да уж, показуха, ведущий инженер готовит самолет к полету, брр бред.
    техник все делает, слишком уж приукрасили, а техников ни во что не ставят, если они ничего не значат, значит можно их убрать, а тогда все загнется!!!!

    ответить
    Плохой комментарий -1 Хороший комментарий

5 историй, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход