Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Иркутску грозит точечная застройка. Город лишают права распоряжаться землей

Правительство Иркутской области подготовило закон, который лишает муниципальные власти права формировать и утверждать генплан города, а также распоряжаться неразграниченными землями до 2026 года. Что и где строить, будет решать область. Предполагается, что закон вступит в силу уже с 1 января 2019 года. К чему приведут изменения — в материале IRK.ru.

До настоящего времени все было ясно и понятно: город распоряжается городской землей, регион — неразграниченными территориями. Соответствующий закон «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и правительством Иркутской области» приняли в 2014 году.

В 2015 году по инициативе мэра Дмитрия Бердникова Иркутск вернул себе право распоряжаться неразграниченными землями. Вступить в силу это решение должно было с 1 января 2019 года. Однако за месяц до конца 2018 областное правительство внесло две поправки в закон, которые лишают местные власти права формировать и утверждать генплан города, а также распоряжаться неразграниченными землями.

Об этом стало известно только после того, как документ опубликовали на портале независимой и антикоррупционной экспертизы и общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов. Согласно поправкам к закону, региональные власти будут готовить и утверждать генеральный план города.

Генеральный план — градостроительный документ, на основе которого формируется комплексное развитие города. Появление новых микрорайонов, строительство дорог, социальных объектов, благоустройство территории разрабатываются с учетом интересов жителей и города. В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Градостроительного кодекса, утверждение генерального плана города и ПЗЗ напрямую относится к обязанностям органа местного самоуправления. Во всех субъектах РФ эти полномочия находятся у муниципалитетов. И это разумно: обслуживать жителей должен непосредственно город, а не область.

Что послужило толчком к принятию такого решения, можно только гадать. Пояснительной записки к закону нет. Возможно, в областной казне земли становится меньше, вот правительство и решило обратить внимание на городской фонд. Но при распределении земли область преследует свои интересы, а город — свои.

Не так давно региональные власти решили построить себе административное здание вместо школы. О нехватке мест в школах и детсадах известно всем, в том числе правительству. Несмотря на это, проигнорировав нужды населения, область заявляет о своем решении. Как оказалось, имеет на это право: земля там областная. Но при этом участок на Красноказачьей, 23а расположен в границах зоны размещения объектов начального и среднего общего образования. Столкновение интересов налицо.

К чему это приведет

Советник мэра, экс-председатель Общественной палаты Иркутска, кандидат биологических наук Виктор Кузеванов говорит, что с принятием поправок в закон о перераспределении полномочий интересы жителей города уйдут на второй план. А решение о том, что строить, где и как, будут принимать областные законодатели, не специализирующиеся на столичной градостроительной политике. Обычно такие действия ведут к дисбалансу местной власти.

Виктор Кузеванов. Автор фото - Никита Пятков
Виктор Кузеванов. Автор фото - Никита Пятков

— Поспешная смена парадигмы разрушительна для нашего города, особенно в момент, когда в стране наблюдается нарастание кризисных явлений, — рассуждает он. — И создавать источник дополнительной напряженности не в интересах ни городской, ни региональной, ни федеральной властей. Если действительно назрела необходимость в рациональном перераспределении полномочий между областью и городом, все горожане и избиратели должны участвовать в обсуждении закона.

От принятия поправок в закон пострадают в первую очередь общественные и рекреационные пространства, а также экологически значимые объекты, уверен Виктор Яковлевич. Например, вдоль Иркута и Ушаковки много рекреационных территорий, которые находятся в частной собственности или в аренде. Эта земля в существующем генеральном плане отнесена к рекреационной, а значит, находится под защитой городской общественности. При переделе генплана на таких очень важных для экологии участках могут появиться строительные объекты, та самая точечная застройка, с которой городская власть и общественники ведут борьбу.

Опыт показывает: если появляется заявка на передел генерального плана, значит, последуют передел земли, границ и захваты территории.

— Передел границ неизбежно коснется и особо охраняемых территорий, как утвержденных, так и запланированных, — продолжает советник мэра. — Возьмем, к примеру, новоленинскую «Птичью гавань». Уже шесть лет администрация не может присвоить этому участку статус особо охраняемой природной территории. А все из-за того, что земля принадлежит области, и она тормозит процесс оформления. А ведь это уникальный озерно-болотный комплекс.

Под удар «земляного передела» могут попасть сосновый бор на Синюшиной горе, лес Академгородка, родники Плишкинского леса, а также Кайская роща, роща «Звездочка», Парк Парижской Коммуны. Сейчас общественность уверенно стоит на защите этих территорий. А что будет после принятия поправок в закон? Всегда найдутся «заинтересанты» в застройке таких привлекательных участков. Очевидно, что последует за пересмотром границ: нарушения экологического законодательства и протесты местных жителей.

По словам Виктора Яковлевича, объяснить логику принятия такого закона невозможно. Так или иначе, это попытка деформировать местное самоуправление, которая неизбежно повлечет шок, хаос и парализацию градостроительного плана города.

— Последствия могут быть самые печальные: приостановка развития нашего родного Иркутска на 1-1,5 года. Любой генеральный план — это баланс интересов, консенсус на уровне городской и областной элиты, избирателей и власти. У нас на уровне города сильная и слаженная градостроительная команда, тесно и успешно взаимодействующая с общественностью. На недавнем Всероссийском конкурсе градостроительных проектов иркутская команда архитекторов и градостроителей заняла первое место среди городов России. Для чего разрушать такой градостроительный ансамбль? Ведь принятие поправок в закон неизбежно приведет к тому, что за передел генплана Иркутска возьмется другая команда на региональном уровне, — комментирует Виктор Кузеванов.

Спешить не надо, уверен эксперт. Горожане должны ознакомиться с документом, принять участие в его обсуждении, оценить все возможные риски. А перераспределение полномочий между органами местного самоуправления необходимо отложить на более поздний срок.

Неразграниченные земли

Согласно законам № 99-ОЗ 2006 года и № 162-ОЗ 2014 года, правительство Иркутской области распоряжается земельными участками, находящимися на территории города Иркутска, государственная собственность на которые не разграничена. Зачастую региональная власть на свое усмотрение предоставляет землю под индивидуальную жилую застройку без учета перспективы создания и развития инфраструктуры территории во вновь образуемых поселениях.

Скрин с сайта egrp365.ru
Скрин с сайта egrp365.ru

За примером далеко ходить не надо. Несколько лет назад застройщик ООО «Санд» всего в нескольких метрах от жилого дома на улице Красноказачья, 21 поставил забор. Жильцы не ожидали, что в их дворе вместо детской площадке может появиться высотка. Люди выступили против строительства многоэтажки. В ответе на запрос IRK.ru администрация правобережного округа пояснили, что собственником земельного участка с кадастровым номером 38:36:000020:1984 является министерство имущественных отношений Иркутской области. И земельный надзор осуществляет правительство, а не город (документ находится в распоряжении редакции — Прим. ред.). Стоит ли говорить, что при выделении участка под строительство область не учитывала интересы местных жителей, а, возможно, и не знала, что забор поставят вплотную к их домам.

Такая же ситуация сложилась и в микрорайонах Славный и Лесной в Правобережном округе и поселок Боково в Ленинском округе. Эти земли относятся к территориям, неблагоприятным для строительства: они расположены в пределах речной поймы, в районе залегания торфяников и грунтовых вод, а также на болотистой местности, где вести строительство нецелесообразно из-за больших затрат на благоустройство. Тем не менее министерство имущественных отношений Иркутской области предоставило земельные участки там. Жители жаловались на отсутствие дорог, школ и детсадов.

А в 2015 году администрация города выявила более 20 земельных участков, которые правительство Иркутской области незаконно выделило в частную собственность. Комитет по управлению муниципальным имуществом обратился в правительство с требованием прекратить право собственности. Но ответа так и не получил.

***
С принятием закона нарушится комплексное развитие Иркутска, появится точечная застройка, что приведет к ухудшению условий жизни горожан. Нельзя допустить, чтобы градостроительная политика работала преимущественно в частных интересах — только во благо всех жителей Иркутска.

Автор фото — Анастасия Влади

Анастасия Маркова, IRK.ru

  • Nak 17 декабря 2018 в 16:48

    Ну все теперь ! Все песочницы жильем застроят, эх……

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля