Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «Книги и приключения»

Адрес покойницы

Продолжение проекта «Книги и приключения». Новую историю рассказывает околоточный Шмагин.

С нашего странного вояжа на кладбище прошло уже несколько дней, а я так ни на что и не мог решиться. Логичнее всего было пробовать искать предыдущего держателя книги, но что объяснить библиотекарю? Да и горький опыт моей жизни подсказывал мне: ввязываешься в сомнительные предприятия — старайся избегать случайных свидетелей. Тем более, что в этой истории их было и без того предостаточно. Промучившись какое-то время, я осмелился вновь обратиться к Дмитрию Илларионовичу за советом и поддержкой.

Я застал моего приятеля за ужином. Доктор выглядел уставшим.

— Извините, если я не вовремя, — сказал я, внутренне приготовившись ретироваться.
— Нет-нет, проходите, — ответил он, привстав с кресла. — Выдался непростой день… Пациенты… Тяжелый случай, — бормотал он скороговоркой. — Но я рад Вам. Полезно отвлечься в беседе с хорошим человеком.

Доктор предложил мне присоединиться к трапезе, но я отказался. Загадка найденной в книге записки лишила меня покоя и аппетита. Наскоро изложив свои сомнения, я замолчал. Дмитрий Илларионович отбросил в сторону салфетку и посмотрел на меня со скрытой усмешкой. Его явно забавляло это приключение, но он не придавал ему серьезного значения.

— Человек, который верит в справедливость бескорыстно и от всей души, как Вы, Илья Федорович, — начал он, — часто находит истинное наслаждение в борьбе с ветряными мельницами, забывая при этом, что ветряные мельницы если не вечны, то гораздо прочнее и устойчивее хрупких человеческих организмов…

— Что Вы хотите этим сказать? — переспросил я.
— Да, в сущности, ничего, мой друг. В сущности, ничего… Сегодня меня вот на свадьбу вызвали…
— На свадьбу? – переспросил я.
— Да, на свадьбу… Купец Желобов дочь свою замуж выдавал. Дочь любимая, красавица… Поезд свадебный дорогой, гости, венчание… Все было хорошо. Во время застолья жених подавился омулевой костью, закашлялся, начался стеноз, приступ удушья. Пытались помочь молодому человеку самостоятельно, упустили время, послали за мной. Пока привезли, жених уж посинел и не дышал. Я попытался провести горлосечение, захватить пинцетом что-нибудь, присосать через трубочку инородное тело… Да что я Вам, право, тут страсти рассказываю… Все тщетно. Искусственное дыхание, фарадизация уже не могли вернуть его к жизни. Вот Вам и справедливость…

Я промолчал, и через несколько минут доктор продолжил:
— А что касается нашего детектива, Илья Федорович, в этом деле, несомненно, есть кой-какие занятные особенности. Оно может оказаться пустяковым, но я бы посоветовал Вам начать с края самого безобидного — с нашей сбежавшей покойницы. Попробуйте выяснить о ней все, не обращая внимание на это официальных лиц.

— Узнать, кто её отпевал? Но, судя по всему, её хоронили по католическому обряду… Да и вообще мне не хотелось бы привлекать к своему расследованию посторонних людей.
- Да начните просто с адресной книги.

И действительно, как такая очевидная вещь мне самому не приходила в голову? На следующий же день я направился в библиотеку. Где-то здесь я видел томик первого справочника на 1908 год, изданного господином Бендером. Однако, к сожалению, он мне никак не помог.

Сама по себе идея создания адресно-справочной и торгово-промышленной книги* (именно так был назван сей том) была замечательной. Но грандиозный помысел уместить под одной обложкой «весь Иркутск» неизбежно должен был столкнуться с трудностями. Тем не менее, в книге я нашел алфавитный указатель всех городских улиц и предместий, правительственных и частных учреждений Иркутска, торговых и промышленных предприятий, адреса иркутян, справочные сведения по Забайкальской области и общий, но довольно сносный план города. Таким образом, передо мной предстал весьма разнообразный ворох сведений, из которых деловой человек сможет извлечь кое-что ценное, но никаких упоминаний о таинственной гражданке я здесь не нашел. Вывод напрашивался простой: либо никакой старухи Л…ской в природе не существовало, либо справочник был не полон.

И удрученный подобными размышлениями я собирался было уйти, но библиотекарь предложил мне посмотреть следующее издание адресной книги**, которое я еще, к стыду своему, в руках не держал. Второе издание представляло собою значительно улучшенный вариант предыдущего.

Здесь появилась масса прелюбопытных сведений: все, что не только облегчало жизнь обывателя, но и черт знает кому могло бы понадобиться. Расписание поездов, всевозможные тарифы, образцы заполнения официальных бумаг, даже сравнительная таблица русских, японских, китайских и корейских мер — поистине «Весь Иркутск» и не только он. Но главное, я наконец обнаружил адрес, по которому некогда проживала старуха Л…ская, — улица 3-я Иерусалимская, дом пять. Именно туда я и решил отправиться незамедлительно.

Шмагин Иркутск, май 1911 года

Благодарим Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева, Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова, Иркутский областной историко-меморитальный музей декабристов, за помощь при организации фотосъемки. Фотограф проекта — Евгений Доманов.

*Весь Иркутск. С отделом Забайкальской области : адресно-справочная и торгово-промышл. книга на 1908 г. – Иркутск : Изд. Е. Р. Бендер, 1908. – 360 с.

**Весь Иркутск с отделами Забайкальской и Якутской областей : адресная справочная книга на 1909 год. – Иркутск : Изд. Е. Р. Бендер, 1909. – 162 с.

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Malinovaya 3 октября 2016 в 19:24

    Добавьте кнопку «Это интересно», как в блогах.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля