Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Работаю в такси, чтобы прокормить семью»: как выживает ивент-индустрия Иркутска после отмены корпоративов

Отмена новогодних корпоративов лишь усугубила кризис в ивент-индустрии Иркутска. Оценивать запрет можно с разных позиций: кто-то не повеселится с коллегами, а кто-то остался без работы и вынужден думать, как прокормить семью. Своим мнением о ситуации с журналистом IRK.ru поделились ведущие мероприятий, певица, музыкант, звукорежиссер, руководитель шоу-балета. Управляющие ресторанов рассказали об убытках, которые понесли из-за отмены новогодних развлекательных программ.

— Сейчас важно понять, как мы можем работать. Принятые ограничения серьезно ударили по нам, и если не будет поддержки от региональной власти, субсидирования, есть риск, что отрасль рухнет, — объясняет ведущий Сергей Ватяков. — Мы понимаем, почему они вводятся: ситуация с заболеваемостью сложная, врачи трудятся на пределе своих возможностей, но у нас тоже семьи, дети, и без работы мы не сможем обеспечивать взятые на себя обязательства.

Сергей Ватяков
Сергей Ватяков

Сергей считает, что нужно объединяться и выстраивать конструктивный диалог с региональной властью. В этом ивент-сообщество поддерживает Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области Андрей Лабыгин. Инициативная группа подготовила предложения по организации и проведению мероприятий в условиях ограничений.

На прошлой неделе прошло совещание с участием минэкономразвития и Роспотребнадзора Иркутской области. Представители ведомств разошлись во мнении: какие мероприятия разрешены, а какие запрещены. Один из руководителей Роспотребнадзора заявил, что в кризисной ситуации надо чем-то жертвовать, что в военное время погибают военные, но это их профессия. Такое сравнение многие посчитали неуместным.

Состоялся оперштаб, по его итогам Игорь Кобзев поручил дать разъяснения, как можно работать артистам, ведущим. Глава региона также заявил, что вопрос о предоставлении субсидий и компенсаций будет рассмотрен отдельно. 7 декабря в правительстве прошло очередное заседание оперштаба, куда не пригласили представителей ивент-сферы.

Ведущий Павел Крот назвал ситуацию в Иркутске критической. С одной стороны, ведущим, музыкантам никто не запрещал работать, но, с другой стороны, действует запрет на проведение культурно-массовых новогодних мероприятий.

Павел Крот
Павел Крот

— Почему все так категорично относятся к корпоративам? Можно же ввести ограничения и проводить мероприятия в полупустых залах, с обязательным завершением до 23:00 и принятием дополнительных мер, например, антибактериальной обработкой рук, наличием бесплатных антисептиков, — считает Павел. — Проблема в том, что на нашу сферу не обратили внимания, ее не заметили, поэтому приняли такие меры.

Как рассказал ведущий, если во время первой волны коронавируса у него были какие-то накопления, на которые он мог жить, то сейчас их нет. И в такой сложной ситуации оказались многие его коллеги.

Если запрет продлится полгода, то ивент-сфера сильно поредеет, а те, кто останутся, будут вынуждены полностью пересмотреть свой подход к работе, потому что просто не хватит ресурсов, уверен Павел Крот. Люди начнут уходить из профессии. Будет потеряна возможность инвестировать в проекты. Зачастую ведущие вкладывают личные деньги в проведение мероприятий, потому что оплату получают после — иногда спустя несколько месяцев. Под вопросом окажется дальнейшее развитие отрасли.

Индивидуальным предпринимателям, чья профессиональная деятельность связана с ивент-индустрией, у кого это основной источник дохода, нужна поддержка государства, отмечает ведущий Игорь Бялоус. По его мнению, этот вопрос не был учтен при подготовке указа.

Игорь Бялоус
Игорь Бялоус

— Огромное количество людей сейчас обречено на то, чтобы закрыть свои малые предприятия. Можно было пойти на уступки и дать им хотя бы почувствовать праздник и продержаться на плаву, — говорит ведущий. — Все равно люди будут собираться и отмечать Новый год, устраивать закрытые мероприятия на свой страх и риск. Давайте разрешим, но с меньшим количеством участников.

Отмена новогодних корпоративов означает, что потеряют в зарплате повара, мойщицы, поставщики, дистрибьюторы, водители, гардеробщицы, уборщицы, официанты, бармены, кассиры, бухгалтеры, работники склада, дворники, работники охраны, таксисты, представители бьюти-индустрии, швеи, продавцы в магазинах одежды и обуви, перечисляет ведущий Денис Гук. По его мнению, власти могли бы дать шанс ивент-индустрии.

Как рассказал ведущий, сам он адаптировался к новым условиям еще весной. Денис ушел в рекламу, занялся написанием текстов, плюс к этому активизировался на бирже.

Денис Гук
Денис Гук

— Я больше переживаю не за себя, а за тех, кто, к сожалению, не смог адаптироваться. Они надеялись на чудо, кто-то частично брал кредиты, кто-то занимал деньги. Звукооператоры, диджеи вынуждены продавать оборудование, — продолжает Денис. — Знаю примеры, где вся семья работает в ивент-индустрии, и им сейчас тяжело. Принятая мера очень жестокая, да, она была самой простой, но не уверен, что самой действенной.

Лидер кавер-группы Burrn Георгий Серышев отрицательно относится к запрету новогодних корпоративов, считая его полумерой. Люди ездят на общественном транспорте, ходят в рестораны, все открыто, но им запретили веселиться.

Группа Burrn
Группа Burrn

— У нас уже была договоренность с одним из иркутских заведений на 15 вечеров. Запрет сильно ударил по нам, потому что рассчитывали на эти деньги, — рассказывает Георгий. — В коллективе пессимистичное, депрессивное настроение, в принципе никакого праздника не ощущается.

В этом году, по его словам, концертная деятельность сократилась в пять раз. Группа должна была выступать в Усолье-Сибирском и Северобайкальске, где их ждали на День города и 9 Мая, но мероприятия либо отменили, либо провели онлайн.

— Слава богу, у нас еще есть рок-школа «Акцент» и школа «Пульс». Пока преподавательскую деятельность не запретили, поэтому еще держимся. Стало больше студийной работы, к нам обращаются авторы песен, чтобы записать вокал или сделать аранжировку, — поделился музыкант.

Певице Ульяне Егерь пришлось пойти работать сторожем, но после нескольких ночных смен выяснилось, что ей никто не собирался платить. Из-за запрета новогодних корпоративов Ульяна осталась без работы: «На сегодняшний день я живу на пенсию своей бабушки, чтобы вы понимали масштабы бедствия».

— Для меня это основной доход. Я не имею других работ, потому что на это училась, это моя профессия. Как и все артисты, планировала работать в декабре. Понимала, что не не будет как раньше, но что нам просто запретят, такого вообще не ожидала, — говорит Ульяна. — Я умею преподавать, но, как оказалось, в школу не так просто устроиться. Пытаюсь набрать учеников, но у многих сегодня нестабильная финансовая ситуация, поэтому рассчитывать на это не приходится.

Ульяна Егерь
Ульяна Егерь

Ульяна давно планировала переезд в Москву, в этом году решила попробовать, но в начале ноября вернулась обратно. В Иркутске ей удалось договориться насчет предновогодних выступлений, но в итоге все отменилось.

— Я считаю, что формулировка в указе не корректна. «Запретить корпоративные мероприятия» — ну хорошо, корпоратива не будет, если раньше люди приходили с фирмой гулять, теперь они придут как частные лица, но точно также будут сидеть за столом, веселиться. Тогда в чем запрет? Именно корпоративы, чтобы люди не шли от какой-то компании? Думала, я одна не понимаю, когда начала спрашивать, все разводят руками, — продолжает певица.

По словам Ульяны, ее больше всего пугает неизвестность. Ей кажется, что ограничения надолго, но периодически будут послабления.

— У меня уже были все стадии, и кошмарило меня, и переживала, и плакала. Сейчас уже просто устала от всего этого, как будет так будет. Меня спасает, что нет маленьких детей, но мы живем за городом, есть хозяйство, животные, которых нужно кормить. Мама на пенсии и так получилось, что тоже осталась без работы, — делится Ульяна.

Звукорежиссер, ивент-диджей Александр рассказывает, что начал искать подработку еще весной. Устроился курьером, развозил еду. Когда урезали зарплату, пришлось уволиться. Сейчас Александр подрабатывает в такси: «Деньги небольшие, хватает буквально купить поесть домой и все». Его жена не работает, сидит с ребенком, поэтому он один кормилец в семье.

— Настроения никакого нет, потому что мне уже пришлось продать часть оборудования. Думаю, мои коллеги по цеху в такой же ситуации. Если нужно будет выйти поработать, то придется брать аппаратуру в аренду, а это опять же расходы, — говорит он. — Все планы рухнули. Весь в долгах, кредитах, не знаю пока, как быть. Работаю, чтобы прокормить семью. Жена говорит, надо купить сыну валенки, сегодня поеду и попытаюсь на них заработать.

Александр всю жизнь работает звукорежиссером. По образованию он сварщик, но по этой специальности не работал. Поэтому ищет вакансии, где не требуется опыт. По его словам, много кто пошел в такси и курьерами, работы в этих сферах стало еще меньше.

В этом году по профессии Александр работал в июле, августе и сентябре. На новогодние праздники была договоренность с крупным рестораном, но все отменилось. «Надо идти куда-то учиться, но на это нужны время и деньги, у меня нет ни того, ни другого», — добавляет мужчина.

Шоу-балет Crystal-show

Шоу-балет Crystal-show

Руководитель шоу-балета Crystal-show Александра Кологреева признается, что ситуация в ивент-сфере подломила не только материально, но и эмоционально. Вложено много сил в подготовку новогодних программ. Обсуждение начинается еще летом, для каждого ресторана разрабатывают свою концепцию.

— Самое обидное, что сейчас люди говорят: «Обойдемся мы без ваших корпоративов. Артисты нам не нужны», а сами смотрят фильмы, слушают музыку — это же тоже артисты. У людей агрессия, считают, что ничего страшного, ведь мы от безделья этим занимаемся, — говорит Александра. — На самом деле, это огромный труд. На постановку одного номера уходит минимум полтора месяца. У нас репетиции четыре раза в неделю по три часа.

Подготовка программ — это не только хореография, но и режиссерская работа. Много времени занимает пошив костюмов, изготовление каркасов и вышивка камнями, стразами. Танцевальную обувь заказывают специально из Москвы, одна пара стоит шесть тысяч рублей. Аренда залов площадью не меньше 70 квадратов и их обслуживание — еще одна строка расходов. Плюс работа диджея по музыкальному оформлению номеров. «Мы потратили не малые деньги, это не 10 тысяч, и даже не 100», — объясняет руководитель шоу-балета.

Коллективу восемь лет, в его состав входит пять участниц. Для Александры эта работа — основной источник дохода, для танцовщиц — дополнительный заработок. В этом году шоу-балет собирался выступать в трех ресторанах. Традиционно банкеты начинаются с 16 декабря. В среднем, в день у коллектива бывало 10 номеров, а иногда 20. Несмотря на то, что все отменилось, танцовщицы готовят два новых проекта и ждут, когда им разрешат работать.

— Нам просто хочется работать и заниматься своим любимым делом. Для нас это не только заработок, но и много положительных эмоций, поэтому мы тренируемся, продолжаем улыбаться. Поддерживаю девчонок, хотя иногда просто хочется выйти из зала и заплакать, потому что тяжело. Но как руководитель я не имею права опускать руки, — отмечает хореограф. — Возможно, эта ситуация объединит ведущих, артистов, которые когда-то конфликтовали, конкурировали. Потому что многие друг о друге узнали.

С 1 декабря закрылся «Старый Мюнхен». Как рассказала управляющая рестораном Мария Склянова, решение приняло вышестоящее руководство. Заявки на новогодние корпоративы начали принимать еще в октябре. Когда стало известно о том, что ресторан закрывается, всех гостей оповестили и вернули предоплаты.

Ресторан «Старый Мюнхен»
Ресторан «Старый Мюнхен»

— Пока проект закрыли, но что будет дальше, не могу прокомментировать. У нас продолжает работать энотека «БарДО», — пояснила Мария.

Новогодние развлекательные программы готовили рестораны «Грей Грот» и «Голд Грот». По словам директора по маркетингу сети ресторанов Good Group Марины Шпрах, уже были договоренности с артистами, гости начали бронировать, но все пришлось отменить.

— Когда в Москве запретили, стало понятно, что нас, скорее всего, ждет тоже самое. Поэтому мы предупреждали гостей, что пока не уверены, что все состоится. Бронировали даты, но не брали предоплат, — рассказывает Марина. — Должна сказать, что и гости очень осторожно относились к бронированию. В этом году намного меньше звонков. Не было такого ажиотажа, как раньше. Потому что внутри компаний ситуация тоже складывалась непонятная: кому-то запрещали корпоративы, кто-то сомневался, кто-то болел.

Сотрудница ресторана «Гриль Грот»
Сотрудница ресторана «Гриль Грот»

Хорошей традицией в Good Group была новогодняя елка для детей сотрудников. В этом году от мероприятия пришлось отказаться. Также отменены внутренние корпоративы для персонала. Коллектив сети ресторанов насчитывает 250-300 сотрудников.

— В целом, в этом году мы очень сильно потеряли в выручке. Но нужно отдать должное нашему руководству, они по максимуму постарались сохранить рабочие места, поддержали коллектив. Когда был карантин и рестораны не работали, наши сотрудники получали финансовую помощь, — говорит директор по маркетингу.

Директор ресторана «Мисс Ванг» Виктория Уланова говорит, что к новогодним корпоративам готовились с большой опаской. В конце октября стало понятно, что рестораны либо закроют, либо введут ограничения. Но несмотря на это составили новогоднее меню, подготовили программу, внесли предоплаты артистам, ведущим и частично запустили рекламу.

В ресторане «Мисс Ванг»
В ресторане «Мисс Ванг»

— Весь год было тяжело морально. Все устали. У нас были огромные надежды на 2020 год. Мы открылись в прошлом году, хотели вводить что-то новое, экспериментировать, что могли максимально сделали в первые месяцы, успели до введения ограничений, и дальше начался период ожидания, — поделилась Виктория. — Практически отказались от рекламы, сейчас ресторанный бизнес работает не на выгоду и выручку, а просто на сохранение рабочих мест.

Из-за того, что сократились часы работы ресторана, уменьшились зарплаты у персонала. Но коллектив удалось сохранить. Все с пониманием относятся к сложившейся ситуации. «Хочется просто работать, вернуться уже наконец в прежний режим», — отмечает директор ресторана.

«Рыцарский двор» готовился к новогодним мероприятиям с августа. Как рассказала менеджер по маркетингу Надежда Бугерко, дополнительно привлекли трех официантов, закупили подарки для гостей.

Праздник в ресторане «Рыцарский двор»
Праздник в ресторане «Рыцарский двор»

— Новогодние корпоративы для нас одни из ключевых мероприятий, потому что мы работаем как банкетный зал. В этом году вложили много сил и денег в подготовку, — продолжает Надежда. — Надеялись, что разрешат работать с ограничениями, а получилось, что все запретили.

Как и другие рестораны, «Рыцарский двор» теперь работает до 23:00. Раньше заведение было открыто круглосуточно. Рабочий день сократился, и это отразилось на зарплате.

— Хотели построить большую горку на территории, но этого не будет. Планировали провести праздник для детей в январские каникулы, но пришлось и от этой идеи отказаться, — перечисляет менеджер. — У нас должен был пройти корпоратив для сотрудников, решили сэкономить и отменили его. Обговорили эти моменты с коллективом, все отнеслись с пониманием. Ремонты, которые планировались в этом году, тоже ушли в сторону.

***

Ивент-индустрия — один из наиболее пострадавших рынков из-за ограничительных мер. По разным подсчетам, в Иркутске в ней задействовано от 3000 до 5000 человек, в Иркутской области — 10 тысяч. Под ударом оказались ведущие, диджеи, организаторы мероприятий, артисты, технические специалисты. Люди лишились основного источника дохода и возможности заработать в высокий сезон — декабрь в ивент-индустрии один из самых доходных месяцев. Впереди — неопределенное будущее не только у людей, но и у самой индустрии.

Алина Вовчек, IRK.ru
Фотографии предоставлены героями статьи

Алина Вовчек, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Несогласный Я 18 декабря 2020 в 20:54

    Всё стало ухудшаться, когда к власти пришёл тот кто сейчас губер. Не слепые, видите это, а?
    - Видите, что с самого начала мер было недостаточно? И всё криво принималось?

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля